Интенция парадоксальная, коммуникативная – определение понятий

Интенция парадоксальная

Интенция парадоксальная, коммуникативная - определение понятийспециальная терапевтическая техника, метод, прием, используемые в логотерапии при лечении невротических заболеваний.

   Терапевтическая техника парадоксальной интенции была предложена австрийским психотерапевтом В. Франклом (1905–1977) в 1946 г. В систематическом виде эта техника была представлена им в 1960 г.

Она основывалась на двойном факте, зафиксированном логотерапией и состоящем в том, что, с одной стороны, тревога пациента порождает именно то, чего он боится, а с другой стороны, невротическая интенция (гиперинтенция) делает невозможным достижение того, чего пациент хочет.

Попытка избежать ситуаций, в которых возникает тревога, или подавить, побороть угрожающие идеи только усиливает невротические симптомы.

Исходя из подобного понимания патогенеза невротического заболевания, техника парадоксальной интенции состоит в том, что испытывающему тревогу пациенту предлагают осуществить именно то, чего он боится и от чего он спасается «бегством в болезнь».

   Если удается привести пациента в состояние, когда он способен перестать избегать свои невротические симптомы или бороться с ними, то симптомы ослабевают сами по себе. Если же удается преувеличить их, то они вообще перестают преследовать и беспокоить пациента.

Понимание существа парадоксальной интенции можно проиллюстрировать следующим примером, почерпнутым из терапевтической практики В. Франкла.

В течение последних трех лет тридцатипятилетняя пациентка была парализована боязнью бактерий: она постоянно мыла руки из-за страха перед бактериями, не выходила из дома, не позволяла мужу прикасаться к детям и решила развестись, так как чувствовала, что делает несчастной свою семью.

Используя метод парадоксальной интенции, аналитик предложил пациентке подражать его действиям. Он начал скрести пол руками, говоря, что никак не может набрать грязи, чтобы получить достаточное количество бактерий. При поощрении аналитика пациентка последовала его примеру.

Это привело к тому, что в дальнейшем она стала работать со всевозможными грязными вещами, чтобы как можно чаще соприкасаться с микробами. Через несколько дней пациентка могла обнимать и ласкать своих детей без боязни заразить их. Навязчивость мытья рук исчезла. Женщина могла выполнять все повседневные дела, на которые раньше была не способна.

   Метод парадоксальной интенции предполагает использование специфической человеческой способности, а именно юмора, с которым индивид может относиться к самому себе. Юмористическая организация ситуации позволяет придерживаться установки менее серьезного отношения к своим невротическим симптомам. Пациент оказывается способным посмеяться над самим собой.

Он как бы обретает возможность отделиться от невроза, дистанцироваться от него, воспринять происходящее в шутливой форме.

Метод парадоксальной интенции как раз и основывается на том, что обучение пациента юмористическому отношению к самому себе, своим симптомам и невротическому заболеванию в целом является важным и необходимым условием для возможного его выздоровления.

   Если, например, человек страдает излишней застенчивостью и в присутствии вышестоящего должностного лица его охватывает дрожь, в результате чего одна только мысль о предстоящей встрече с ним вызывает у него панический страх, то он может прибегнуть к следующему приему.

Он может сказать самому себе: «Наконец-то я вновь вижу должностное лицо. Сейчас я начну так дрожать перед ним, что никто не сможет сравниться со мной по степени дрожания. Я самый великий дрожатель в мире. Я могу так долго дрожать, что мой рекорд дрожания занесут в Книгу рекордов Гиннесса».

Или если пациент страдает невротическим страхом сердечных приступов и боится один ездить в лифте, так как в случае приступа никто не сможет ему помочь, то он может сказать своему собственному страху: «Вчера я спускался по лестнице пешком вместе с соседом, а сегодня я один не только воспользуюсь лифтом, но даже специально поднимусь на пять этажей выше, чтобы у меня было несколько сердечных приступов». Практика логотерапии показывает, что и в том и в другом случае происходит совсем не то, к чему стремится человек: «дрожателю» не суждено попасть в Книгу рекордов Гиннесса, поездка на лифте несколькими этажами выше не сопровождается у человека сердечным приступом.

   По мнению ряда логотерапевтов, метод парадоксальной интенции особенно эффективен при лечении различного рода фобий, особенно в том случае, когда аналитику удается научить пациента с юмором и смехом относиться к собственным страхам, тревогам, волнениям, переживаниям.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/intencija-paradoksalnaja.html

Интенция – как применять метод парадоксальной интенции?

Человеку свойственно изучать этот мир, включаться сознанием во многие процессы, чтобы понять суть вещей. Интенция – феномен «внимания» ума направленный на вымышленный или реальный объект познания. Термин широко используется в психологии, философии, социологии, религии.

Интенция – что это?

Интенция – это (с лат. intention – стремление, замысел) – намерение человека, сосредоточенного на цели познать предмет или объект.

Интенция отличается от просто желаний, которые представляют собой влечение души тем, что это действия и решения в соответствии с задуманным планом.

Интенциональность сознания – свойство, заложенное в психике, помогающее воспринимать мир, обнаруживать взаимосвязи с предметами и явлениями.

Интенция в психологии

Психология – наука, вышедшая из философии и продолжающая делить с ней многие основополагающие понятия. Интенция в психологии – это психический феномен направленности или фокусировки сознания на тот или иной предмет.

Изучая внешнюю реальность, человек соотносит это со своими внутренними переживаниями и представлениями выстраивая цепочку взаимосвязей с миром. Франц Бретано, австрийский психолог и философ XIX в.

исследуя феномен интенции, выделил следующие моменты:

  1. Сознание всегда предметно и имеет отношение к любым вещам реальным или воображаемым.
  2. Осмысление предмета происходит на эмоциональном уровне, в виде воспоминания субъективного знания об объекте с реальным опытом, и сопоставлении с общепринятыми аксиомами.
  3. Вывод: внутреннее восприятие человеком явления или предмета более истинно, чем внешнее, основанное на мнении многих.

Интенциональность в философии

Что такое интенция в философии? Термин зародился в схоластике – средневековой философской школе. Фома Аквинский считал, что предмет не может быть познан без активного в него вмешательства.

Интенция и выбор, то чем руководствуется сознание человека и в этом есть свободный нравственный акт воли. Немецкий философ М. Хайдеггер включил в феномен интенции понятие «забота», полагая, что человека заботит его бытие. Другой немецкий философ Э.

Гуссерль продолжил исследования интенции и интенциональности, как свойства сознания опираясь на работы Ф. Бретана, привнес новые смыслы:

  1. За процесс познания предмета отвечает сердце. В момент тревоги сердце направляет внимание сознания на объект вызывающий тревожное чувство.
  2. Предмет изучения «не существует», пока не произошло созерцание объекта или направления на него внимания.

Парадоксальная интенция

Виктор Франкл – выдающийся австрийский психолог, прошедший через ужасы нацистского концлагеря, как никто другой с успехом лечил различного рода фобии.

Логотерапия – направление экзистенциального психоанализа, основанное Франклом включал в себя действенные методики по работе со страхами. Парадоксальная интенция – это метод, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии.

Пациенту, испытывающему страх предлагалось захотеть того, чего он так сильно боится – ситуация отрабатывается до закрепления стойкого избавления от тревожных чувств.

Парадоксальная интенция – как применять

Метод парадоксальной интенции более эффективен если используется с включением в него юмора. Американский психолог Г. Олпорт высказался, что невротик, который во время терапии учится относится к себе с юмором и своей фобии – становится на путь самообладания и выздоровления. Примеры применения парадоксальной интенции:

  1. Терапия бессонницы. Человек, находящийся какой то период в тревоге по поводу нарушения сна, закрепляется в чувстве страха, что снова не сможет заснуть. Франкл предлагал пациенту стараться как можно больше желать себе бодрствующего состояния. Стремление не заснуть вскоре вызывает сон.
  2. Боязнь публичных выступлений. Дрожь во время выступления. В. Франкл предлагал отрабатывать ситуацию с дрожью, вызывая сильное желание задрожать, стать «чемпионом по дрожанию» и напряжение снимается.
  3. Семейные ссоры. Логотерапевт в рамках парадоксальной интенции дает задание супругам начать ссориться осознанно с большим эмоциональным накалом, до полного изнеможения друг друга.
  4. Различные обсессивно-компульсивные расстройства. Интересен пример из практики доктора Кочановского. Молодая женщина за пределами своего дома постоянно носила темные очки, которые скрывали направление ее взгляда на область гениталий всех встречавшихся по пути мужчин. Терапия заключалась в снятии очков и разрешении терапевтом без стыда смотреть в направлении области гениталий любых мужчин. Пациентка за две недели избавилась от компульсии.

Парадоксальная интенция – заикание

Страх произнесения слов – частая причина заикания. Человек боится говорить, потому что заикание в его представлении неизбежно. Интенциональность сознания может помочь перевести страх заикания из эмоциональных контекстов в область смыслов. Провокативная (парадоксальная) техника работы с заиканием:

  1. Пациенту предлагается максимально сильно заикаться: «Как сейчас начну заикаться, никто до меня еще так сильно не заикался, я самый-самый чемпион по заиканию, сейчас все услышат…»
  2. Внимание переключается на логику.
  3. Если пациент боится заикаться – он заикается, как только он начинает сильно желать заикания – речевое нарушение уходит.

Парадоксальная интенция для похудения

Понятие интенциональности всегда апеллирует к сознательному выбору человека и его воле. Ожирение – проблема, в основе которой лежат психологические проблемы, подкрепляемые нездоровой пищей.

Как интенция может помочь в похудении? Все очень просто – надо начать заставлять себя есть: «я просто обязана поесть, сейчас пойду куплю огромный торт и весь съем, стану самым толстым человеком на планете Земля!».

Организм начинает активно сопротивляться огромному желанию его перекормить. Здесь важны принципы искреннего намерения и каждодневная практика метода.

Источник: https://womanadvice.ru/intenciya-kak-primenyat-metod-paradoksalnoy-intencii

Парадоксальная интенция

Чтобы понять то, что происходит, когда применяется эта техника, давайте возьмем в качестве отправной точки известный каждому психиатру феномен антиципированной тревоги. Обычно происходит так, что такая тревога порождает именно то, чего пациент боится.

Пациент, страдающий эритрофобией, который боится покраснеть, например, когда входит в помещение и встречает группу людей, действительно покраснеет именно в этот момент. Симптом вызывает психическую реакцию, соответствующую антиципированной тревоге, которая провоцирует повторное появление симптома.

Повторное появление симптома в свою очередь усиливает антиципированную тревогу, и таким образом замыкается порочный круг. В этом порочном круге оказывается заключенным сам пациент; он запутывается в нем, как в коконе.

Что касается тревоги, выступающей в качестве исходного момента, то сами пациенты часто сообщают о своей тревоге по поводу тревоги. Очевидно, они подтверждают хорошо известное высказывание Франклина Д. Рузвельта:

Исследуя этот страх страха, однако, более обстоятельно, мы обнаруживаем, что существуют три типичные причины, его обусловливающие, поскольку пациенты, страдающие боязнью страха, обычно сообщают, что они боятся: 1) что приступ тревоги может привести к смерти или обмороку (технический термин, введенный логотерапией для обозначения этого состояния — «коллапсофобия»); 2) что он может закончиться инфарктом («инфарктофобия»); 3) что результатом приступа тревоги может стать инсульт мозга («инсультофобия»).

До сих пор речь шла о мотивации боязни страха. Но каковы же реакции на страх страха? Обычно наблюдается поведение избегания, или, как это называется в логотерапии, бегство от страха. Пациент начинает избегать открытого пространства или замкнутых помещений, иными словами, демонстрирует агорафобические или клаустрофобические паттерны поведения.

Этому паттерну бегства от страха при неврозе тревоги существует параллель при обсессивном неврозе, а именно паттерн борьбы против обсессий.

Он мотивируется прежде всего страхом обсессивного невротика, что его обсессий могут оказаться симптомом неизбежного психоза («психотофобия», как это обозначается в логотерапии).

Однако психотофобия — не единственное, что может мотивировать пациента к борьбе с его обсессиями, точно так же мотивирующим фактором может выступать «криминофобия», как это называется в логотерапии.

Действительно, те обсессивные пациенты, которые парализуются страхом, что они могут реализовать любую из их обсессий, например в один прекрасный день выброситься из окна, или действительно убить человека ножом, лежащим на столе, также борются против своих обсессий. В таких случаях логотерапевт говорит о «фобии суицида» или «фобии гомицида».

Наконец, существует третий паттерн реагирования и поведения, составляющий параллель бегству от страха перед чем-то, а именно борьба за что-то. Он характерен для сексуальных невротиков.

Многие сексуальные неврозы, по крайней мере соответственно данным логотерапии, могут быть прослежены к истокам, связанным с форсированной интенцией достижения цели сексуального акта — будь то стремление мужчин продемонстрировать свою потенцию или стремление женщины доказать ее способность переживать оргазм. Как правило, пациент домогается удовольствия интенционально (можно сказать, что он воспринимает «принцип удовольствия» буквально). Однако удовольствие принадлежит к такой категории вещей, которые не могут быть достигнуты посредством прямой интенции; напротив, оно бывает просто вторичным эффектом или побочным продуктом. Таким образом, чем больше субъект стремится к удовольствию, тем менее он способен его получить.

Итак, мы обнаруживаем интересную параллель: как антиципированная тревога порождает именно то, чего пациент боялся, так эксцессивная интенция, или «гиперинтенция», как это называется в логотерапии, делает невозможным достижение того, чего пациент хотел. Как раз на этом двойном факте логотерапия основывает свою технику, называемую парадоксальной интенцией, которая состоит в том, что фобическому пациенту предлагается стремиться, хотя бы на один момент, именно к тому, чего он боится.

Согласно логотерапевтической концепции, патогенез фобии и оосессивно-компульсивного невроза частично обусловлен увеличением тревоги, обсессий и компульсий, что связано с попытками избежать навязчивой тревоги, страха и компульсий.

Фобическая личность, как правило, старается избежать ситуаций, в которых возникает ее тревога, в то время как обсессивно-компульсивный невротик стремится подавить и тем самым побороть свои угрожающие идеи. В любом случае результатом является усиление симптома.

Наоборот, если мы преуспеваем в том, чтобы привести пациента к тому состоянию, когда он способен перестать избегать или бороться с его симптомами, и, напротив, даже преувеличивать их, то мы можем наблюдать, что симптомы ослабевают и перестают преследовать пациента.

Читайте также:  Алчность это чувство, что значит алчность, примеры

Эта процедура, однако, предполагает использование специфически человеческой способности самоотстранения, характерной для чувства юмора. Вот почему парадоксальная интенция предполагает по возможности наиболее юмористически организованную ситуацию. Это дает пациенту возможность дистанцироваться от симптома, отделить себя от своего невроза.

Наряду с утверждением Хайдеггера о том, что «обеспокоенная забота» (sorge) является существенной чертой, пронизывающей человеческое существование, и последующим дополнением Бинсвангера о «любящем бытии вместе» (liebendes Miteinanger-sein), как главной человеческой характеристике, я хотел бы добавить, что юмор также заслуживает упоминания в числе главных человеческих способностей. В конце концов, ни одно животное не способно смеяться.

Фактически, когда используется парадоксальная интенция, целью является сделать пациента способным дистанцироваться по отношению к неврозу посредством высмеивания его, если говорить просто. Вполне созвучное сказанному утверждение можно найти в работе Г.

Оллпорта «Индивид и его религия»: «Невротик, который учится смеяться над самим собой, может быть на пути к самоуправлению, а возможно, и к излечению».

Парадоксальная интенция представляет собой эмпирическую ратификацию и клиническое применение этого утверждения Оллпорта.

Еще несколько примеров послужат дальнейшему развитию и прояснению данного метода. Однажды я получил письмо от студентки медицинского факультета, которая посещала мои клинические лекции по логотерапии.

Она напоминала мне описанный мной случай молодого доктора, который состоял в штате одной из офтальмологических клиник и вначале занимался хирургией глаза. Он консультировался у меня по поводу появившегося у него страха, что он будет дрожать всякий раз, когда руководитель клиники войдет в операционную.

В дальнейшем этот страх привел к действительному тремору при этих обстоятельствах и ожидание стало фактом. В конце концов, дело дошло до того, что ему удавалось преодолеть эту тревогу и последующую дрожь лишь принятием алкоголя непосредственно перед операцией.

В своем последнем письме студентка писала: «Я старалась применить ваш метод. Я также постоянно страдала от страха, что, занимаясь анатомированием в Институте анатомии, я начну дрожать, когда инструктор войдет в помещение. Вскоре этот страх действительно вызвал тремор.

После этого случая я начала говорить сама себе, когда инструктор входил в комнату: „О, вот инструктор! Сейчас я покажу ему, какая я великолепная дрожательница! Я действительно покажу ему, как здорово я могу дрожать!» Но всякий раз, когда я намеренно пыталась дрожать, у меня ничего из этого не получалось!»

Другой случай, которым занимался один из моих сотрудников, доктор Курт Коцоурек, — случай пациентки, которая лечилась различными методами в течение одиннадцати лет, но ее состояние не только не улучшилось, но даже ухудшилось. Она страдала от приступов сердцебиения, сопровождаемых сильной тревогой и антиципированными страхами внезапной смерти.

После первого приступа она стала бояться, что он повторится, и впоследствии так и получилось. Пациентка рассказывала, что всякий раз, когда появлялся страх, вслед за ним начиналось сердцебиение. Больше всего, однако, она тревожилась по поводу того, что она может умереть на улице.

Доктор Коцоурек посоветовал ей говорить самой себе в такие моменты: «Мое сердце будет биться еще сильнее! Я как раз хотела бы умереть прямо здесь на тротуаре!» Кроме того, пациентке посоветовали намеренно искать такие места, которые она переживала как неприятные, или даже опасные, вместо того чтобы избегать их.

Две недели спустя пациентка сообщила: «У меня теперь все хорошо, и я не испытываю никаких сердцебиений. Страх исчез совершенно».

Через несколько недель после выписки она отмечала: «Иногда случаются несильные сердцебиения, но в таких случаях я говорю сама себе: «Мое сердце должно биться еще сильнее», — и в тот же момент сердцебиение прекращается».

Парадоксальная интенция — это, по существу, неспецифический метод. Эта неспецифичность помогает объяснить, почему данная техника бывает эффективной в тяжелых случаях. Приведем в качестве иллюстрации следующий случай. Тридцатипятилетняя женщина была пациенткой неврологического отделения поликлинической больницы, когда я представлял ее на одной из моих клинических лекций.

Она рассказывала, что в детстве отличалась большой дотошностью, и, когда ее подруги играли в парке, она занималась тем, что все скребла и чистила в доме. В течение трех лет пациентка была фактически парализована боязнью бактерий; сотни раз за день она мыла свои руки. Из страха перед микробами она больше уже не выходила из дома.

Боясь опасности извне, она исключила все визиты и даже не позволяла мужу прикасаться к детям, боясь, что он перенесет микробы на них. В конце концов она решила развестись, так как чувствовала, что делает несчастной свою семью. Она была госпитализирована после нескольких попыток суицида.

После безуспешного лечения в нескольких клиниках и больницах она, наконец, была принята на неврологическое отделение поликлинической больницы, так как уже стала совершенно беспомощной.

В лекционном зале больницы в присутствии группы студентов я говорил с пациенткой в первый раз.

Я спросил ее: «Вы привыкли проверять дверь много раз, прежде чем уйти из дома, или проверять, действительно ли письмо упало в почтовый ящик или нет, или проверять несколько раз, выключен ли газ, прежде чем лечь спать?» — «Да, это так», — отвечала пациентка с тревогой в голосе.

После этого я сказал, что это означает, что она относится к определенному типу структуры характера, который в традиционной европейской психиатрии обозначается как «ананкастический», и что это свидетельствует об иммунитете к психозам.

Ответом на мои слова был вздох облегчения, облегчения после многих лет страдания от страха сойти с ума. Боясь, что ее навязчивости были симптомами психоза, она боролась с ними. Но именно этим контрдавлением она лишь увеличивала их внутреннее давление. Затем я сказал ей: «У вас нет оснований для страха.

Любой нормальный человек может стать психотиком, за единственным исключением—людей ананкастического типа характера. Я должен сказать вам это и разрушить все ваши заблуждения на этот счет. Таким образом, у вас нет никакой необходимости бороться с вашими навязчивыми мыслями. Вы можете спокойно шутить с ними».

Затем я приступил к парадоксальной интенции. Я предложил пациентке подражать моим действиям. Я начал скрести пол руками, говоря: «В конце концов, вместо того чтобы бояться инфекции, для разнообразия давайте будем ее приглашать».

Нагнувшись, я тер пол своими руками и продолжал: «Видите, я никак не могу набрать достаточно грязи, не могу получить достаточно бактерий!» При моем поощрении пациентка последовала моему примеру. Так началось лечение, которое за пять дней устранило девяносто процентов ее симптомов. Регулярные терапевтические сеансы с моим сотрудником ускорили ее выздоровление.

Таким образом, парализующий паттерн поведения, действовавший в течение трех лет, был ликвидирован за несколько недель. Пациентка шутила по поводу всех ее прежних симптомов. Она спрашивала других пациентов, не могут ли они добавить ей еще «некоторое количество бактерий».

Она ухаживала за прооперированными пациентами ларингологического отделения, постоянно имея дело с окровавленными бинтами и другими подобными вещами. Она мыла руки только три раза в день, хотя ей приходилось часто работать со всевозможными грязными вещами. Она хотела «как можно лучше познакомиться с микробами».

Она вдруг спонтанно заявляла: «Я хочу, чтобы бедняжки жили и не хочу их смывать» На шестой день она покинула больницу, чтобы купить шерсти для вязки пуловера своему младшему ребенку, чтобы связать его «здесь, где полно бактерий». Она шутила, говоря, что хочет, «чтобы на каждой петле сидела бактерия». Она светилась радостью и чувствовала себя совершенно здоровой.

Когда она отправилась на Рождество домой, ее поведение было таким же нормальным, как до начала невроза три года назад. Больше уже не было никакой необходимости в парадоксальной интенции. Пациентка обнимала своих детей, ласкала их без малейшей боязни заразить их, говоря при этом: «Теперь я перенесу бактерии на моих детей».

Навязчивость мытья рук исчезла. Она говорила: «Я самый счастливый человек на Земле!» Теперь она могла выполнять все повседневные дела, включая те, что раньше выполнять была неспособна. Она выполняла всю домашнюю работу и посвящала себя детям так, как не была способна с того времени, когда развился ее невроз.

Она могла посвящать себя самому младшему ребенку впервые в ее жизни! Некоторое время спустя я спрашивал ее о ее навязчивом мытье рук. Она отвечала: «Теперь я могу над этим смеяться. Кажется невероятным, что я могла когда-то страдать от чего-либо подобного. Теперь в десять утра моя домашняя работа уже закончена.

Раньше я вставала в три и даже к ночи не могла ее закончить».

Я не хотел бы создавать впечатление, что парадоксальная интенция это панацея. С другой стороны, однако, я должен указать, что, поданным К. Коцо-урека, Е. Нибауэр и П. Полака, процент излечения или улучшения до такой степени, что дальнейшее лечение не было необходимым, несколько выше сравнительно с цифрами, обычно приводимыми в литературе. Недавно Г. О.

Герц привел соответствующие данные на симпозиуме по логотерапии на 6-м Международном конгрессе психотерапевтов (Лондон, 1964).

В своем вступительном докладе «Шесть лет клинического опыта применения логотерапевтической техники парадоксальной интенции при лечении фобических и обсессивно-компульсивных пациентов» он говорил: «Начиная с первого представления наших результатов применения парадоксальной интенции в Гарварде в 1961 г.

и наших последующих публикаций в Англии и Германии, мы продолжали с успехом использовать данный метод в лечении госпитализированных пациентов и в частной практике. В течение последних шести лет из числа находившихся на лечении пациентов 88.2% были вылечены или в значительной степени поправились.

Большинство из них страдали заболеванием многие годы и проходили лечение всеми формами терапии, кроме парадоксальной интенции и поведенческой терапии Вольпе». В заключение доктор Герц отметил, что «парадоксальная интенция эффективна в острых случаях как быстродействующий метод терапии. Для лечения хронических пациентов могут потребоваться год или два. Психоанализ часто требует многих лет при сомнительных результатах».

Замечательные результаты, полученные с применением парадоксальной интенции, не должны искушать нас к тому, чтобы считать ее чудодейственным методом. Логотерапия не может применяться с равным успехом ко всем пациентам. И не каждый врач способен с равным успехом использовать этот метод.

Уже по этим причинам помимо прочих оправдано комбинирование логотерапии с другими методами, как это и предлагалось, например, доктором Ледер-маном (гипноз), профессором Бэззи (тренинг релаксации по Шульцу), Квильхаугом (поведенческая терапия по Вольпе) и доктором Кратохвилом (активирующий тренинг по Бояновскому и Хлопковой).

Следующий пример покажет, что даже и в случаях тяжелого обсессивно-компульсивного невроза может быть с успехом использован метод парадоксальной интенции. Пациентка — женщина сорокалетнего возраста. Навязчивое мытье рук было замечено, когда ей было пять лет.

Позднее, в ее школьные годы, она часто засиживалась за уроками до пяти часов утра по причине ее хронического перфекционизма в отношении домашних заданий. Она также страдала тяжелым delire de toucher. (Бред прикосновения) Она много лечилась и неоднократно была госпитализирована,   но без какого-либо терапевтического эффекта.

Ее навязчивости стати настолько тяжелыми, что в день поступления в нашу клинику она была вынуждена начать заниматься туалетом в четыре часа утра, чтобы прибыть в клинику к полудню.

Моя сотрудница Е. Нибауэр проводила с пациенткой ежедневные терапевтические сеансы, во время которых она учила ее хотеть, чтобы все было «настолько грязным, насколько это возможно». На восьмой день пациентке требовалось уже только полчаса, чтобы умыться и одеться. Через две недели она провела несколько часов у себя дома и при этом совсем не мыла, рук.

На двадцать пятый день, побывав дома, она приготовила обед, на что была не способна многие годы. (Перед уходом из клиники в этот день она упомянула о том, что не смогла бы приготовить что-либо на обед — факт, который, возможно, свидетельствует о том, что результаты парадоксальной интенции не могут объясняться просто эффектом внушения).

Еще до окончания ее месячного пребывания в больнице она уже могла помогать санитаркам в их работе. При выписке она была практически свободна от симптомов.

Шесть месяцев спустя она сообщала, что у нее уходит меньше часа на то, чтобы одеться и что она полностью восстановила свою профессиональную пригодность, выполняя работу, на которую не была способна в течение длительного периода перед ее поступлением в больницу.

Источник: https://krasnov.tv/paradoksalnaya-intenciya/

Интенция – психология

Интенция – это предрасположение сознания к какому-нибудь действию или объекту. Это имманентное направление сознания на предмет независимо от того является оно реальным или надуманным.

Проявляется в форме желания, стремления, замысла, продуманного плана действий, стратегии.

Интенция иногда может иметь бессознательное направление, выражающееся в намерении действовать в соответствии с душевными порывами, то есть неосознанном стремлении делать то, что хочется, иногда не давая себе отчет в целесообразности таких действий.

Интенция это в психологии метод логотерапии, направления, созданного Виктором Франклом. Метод парадоксальная интенция Франкла предполагает, что человек проигрывает свой страх или невроз в соответствующей напряженной критической ситуации.

Его сверхчувственное содержание не всегда обусловленно осознаваемой детерминирующей тенденцией и установками субъекта по отношению к поставленной задаче.

Такие подходы оказали влияние на формирование «целостного подхода» в рамках психологии, в частности, гештальт-психологии, персонализма, целостной психологии. Имеется определение и применение понятия интенция в неврологии.

Интенция в неврологии – это конкретная направленность психики на объект, ориентированность действий или психической активности на достижение какой-нибудь цели.

Интенция в философии это такое явление, которое позволяет человеку прийти к его цели, так определял интенцию А. Галес. Также интенция изучалась в «теории предметности» Мейнонга, в феноменологии Гуссерля, где отмечалась тенденция на онтологизацию структуры сознания.

В современной философии интенция имеет большое значение в неореализме, экзистенциализме, которые рассматривают внутренний мир, как главный предмет философского анализа.

Читайте также:  Нейролингвистическое программирование - техники, примеры, приемы

Парадоксальная интенция

Психотерапевтический метод парадоксальной интенции введен Виктором Франклом в 1927 году и успешно используется в практике логотерапии до сегодняшнего дня, несмотря на всю его «парадоксальность».

Он предполагает, что пациент, одержимый страхом ожидания, принимает от логотерапевта некую «парадоксальную инструкцию»: когда произойдет критическая ситуация или перед ее непосредственным приходом, в момент ощущения ее наступления, на несколько минут представить себе (если фобия) или же осуществить (если навязчивые неврозы) в актуальной ситуации, то чего он опасается.

Что такое интенция? Доступным бытовым примером является ситуация: студент, ощущающий дрожь и вместе с ней другие вегетативные реакции непосредственно перед самим экзаменом, больше всего нервничает, ожидая эту дрожь, опасаясь, что другие ее заметят, и будут насмехаться.

Таким образом, студенту получается и избавится от дрожи, и главное, освободится от страха и спокойно вести себя в обществе одногруппников.

Еще один пример: постоянно ссорящиеся супруги, обращаются к логотерапевту и получают «парадоксальную инструкцию» – следующий раз ссориться настолько долго, сильно и максимально эмоционально, чтобы утомиться и измотаться так, чтобы сил на следующую ссору не было.

Во-вторых, клиент самостоятельно пытается реализовывать интенцию, переключая свое внимание непреднамеренных эмоциональных переживаний и реакций на собственное преднамеренное воспроизведение, этим самым, разрушив их, не прогнозированное течение, вследствие чего они и слабеют.

В этом приеме механизмом действия является процесс самоустранения, с помощью которого пациент имеет возможность уйти от эмоциогенной ситуации.

Моделью такого процесса считается феномен, при котором способность чувственного наслаждения может быть утрачена, если целенаправленно желать только этого.

Также рассматриваемый прием имеет похожие принципы с другими психотерапевтическими техниками (возбуждение тревоги, индуцированная тревожность, имплозивная терапия). Чтобы парадоксальная интенция имела еще большее влияние и эффект, в ее формулировку можно добавить немного юмора.

Метод парадоксальной интенции применяется для лечения неврозов у человека если имеются патогенные паттерны реагирования, то есть симптом, вызывающий опасение его повторения.

Появляется фобия ожидания и симптом не заставляет себя ждать, что вновь усиливает опасения человека.

Этот страх бывает сам по себе тем, чего боится человек, но в большей степени человек боится того, что является следствием после критической ситуации, то есть страх перед возможным обмороком или инфарктом.

Обсессивные состояния, в отличие от фобий, от которых человек бежит, характеризуются борьбой с ними, навязчивыми состояниями, мыслями. Но как фобии, так и обсессивные состояния, провоцируются стремлением убежать от ситуации, обусловливающими тревогу.

Невроз, в свою очередь, проявляется сначала под воздействием первичных условий, то есть внешней и внутренней ситуацией, которая провоцирует первое проявление симптома, и вторичными условиями, укреплением страха ожидания новой ситуации тревоги. Человек должен разорвать этот круговой механизм страха.

Парадоксальная интенция помогает сделать это подкреплением опасения человека.

Важно учитывать то, что больной фобией, боится того, что может с ним случиться, а человек с обсессиями боится того, что может сам совершить.

Поэтому юмор считается важным свойством человеческой личности, с его помощью человек способен создать дистанцию относительно какого-то предмета или явления, даже самого себя и тем самым полностью контролировать себя.

Метод парадоксальной интенции построен на том, что человек сам должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так сильно опасается.

Метод парадоксальной интенции имеет сходство с методами бихевиоральной терапии, все они используют на практике понятие подкрепления, но существует между ними и различие. Например, это иллюстрируется в жетонной системе, где подкрепление действует ради желаемого и правильного поведения.

Тогда им посоветовали сказать мальчику, что за каждую ночь, когда он будет мочиться в постель, ему будут начисляться пять центов. Мальчик был вне себя от радости, что скоро разбогатеет, потому что был на все сто процентов уверенным в своем «успехе».

Но случилось нечто, что кажется удивительным для людей, не знающих о подобном методе, мальчик перестал мочиться, хоть как он не старался и «заработал» только десять центов.

Логотерапия дала очень много концепций для развития положений экспериментальной основы поведенческой психотерапии. Например, бихевиоральные психотерапевты, исследуя эффективность метода парадоксальной интенции, в своем эксперименте подбирали по две пары пациентов, больных неврозом навязчивых состояний с одинаковыми симптомами.

И в скором времени они выяснили, что наличие симптомов пропадало в течение пары недель только у тех больных, которых лечили методом парадоксальной интенции, и при этом не возникали никакие новые симптомы на месте прежних.

Как уже было доказано парадоксальная интенция помогает и в самых хронических тяжелых случаях, и в острых, когда лечение только началось.

Поскольку страх есть биологической реакцией, под воздействием которой определенная ситуация считается человеком, как опасная, то естественно, что он будет ее избегать.

Но, если пациент начнет сам искать такие ситуации, будет их создавать, то он научится действовать, как бы «мимо», обходя страх, который начнет слабеть и со временем совсем пропадет.

Коммуникативная интенция

Коммуникативная интенция выражается в форме намерения, замысла, направленного на построение коммуникативных высказываний в определенном стиле речи и форме (монологической или диалогической). То есть коммуникативная интенция – это намерение, ориентированное на осуществление речевого акта, когда человек утверждает или спрашивает, порицает или одобряет, требует или советует.

Коммуникативная интенция действует, как регулятор речевого поведения разговаривающих партнеров.

Коммуникативная интенция отображает потребности, мысли, мотивы и действия человека и вместе с этим делает эксплицитными причины, которыми обусловливается процесс общения.

Интенция постоянно присутствует в сознании говорящего человека, но нечасто эксплицитно выражается языковыми средствами. Любые просьбы могут быть реализованными через языковые средства.

Так, например, просьба человека открыть окно: «откройте окно, пожалуйста», «что-то мне душно», «так жарко у вас в комнате», «на улице такой приятный воздух, а в комнате нечем дышать».

Если посмотреть на высказывания с точки зрения грамматики, то лексические средства, использованные в последних трех высказываниях, не выражают прямую просьбу открыть окно, но те люди, которым были адресованы эти высказывания, поймут, что именно к ним обращались, и человек просит открыть окно.

Интенция речевого действия передается синхронно с мыслями, состояниями, фактами, мотивами, то есть вместе с теми смыслами и значениями, которые заключаются и объединяются в семантическом построении предложения.

Интенция вопроса необходима не для того, чтобы показать собеседнику пример как задавать вопросы, а чтобы получить конкретную требующую информацию, интересовавшую интересующегося человека.

Когда человек адресует коммуникативное намерение и свою мысль собеседнику, то инициатор разговора считает своей целью оказать на собеседника определенное воздействие. И для того чтобы осуществился запланированный эффект, слушающий должен понять, какой смысл информации, что передается и что от него требуют, как он должен реагировать на услышанное.

Говорящий человек обязан учитывать интеллектуальный уровень своего слушателя, ориентироваться на знание культуры и те средства, которыми он выражается.

Если информация говорящего сложна для восприятия, он должен разделить ее на доступные для восприятия части.

Может случиться так, что даже в тех случаях, когда говорящий учел все возможные факторы, чтобы информация, мысли и интенция были оптимальными для восприятия, может произойти недопонимание, поскольку каждое речевое действие является творческим воспроизведением и не каждому под силу однозначно понять все мысли другого человека.

Семантическая и психологическая стороны коммуникативной интенции, составляя речевое действие, являются постоянными и независимыми от ситуаций употребления. Интенция наличия какого-то предмета может быть высказанной в случае его надобности в определенном месте.

Количество коммуникативных интенций теоретически не ограничивается, но практически регламентируется схемой общественных отношений, выработанной эволюционно, и выявляется в процессе коммуникации.

Источник: http://obu4ayka.ru/obshhenie/__trashed-446.html

Интенция – это направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. Метод интенции в психологии

Если правильно объяснять некоторые понятия, то они не будут казаться сложными. Например, слово интенция. Это понятие недоступно для понимания для обывателей. Но если дать объяснение, что интенция – это направленность мышления, все становится на свои места. В этой статье вы узнаете много интересного о том, как проходит зарождение желания действовать и познавать окружающий мир.

Определение

Интенция – это широкое понятие, которое можно описать как направленность мышления. Способность к мыслительной деятельности зарождается у каждого человека в детстве. И именно в юном возрасте ребенок вырабатывает свой личный круг интересов и путь познания интересующих его областей.

Под действием всевозможных внутренних и внешних факторов малыш формирует свою картину мира. Он понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Родители учат ребенка этикету, грамотной речи и основам культурного поведения. Синтезируя эту информацию, человек создает базу, которой будет пользоваться всю жизнь. У всех людей такая основа разная.

Вероятно, вы сталкивались с проблемой, что кто-то из ваших знакомых вас не понимает, хотя вам кажется, что объяснять еще доступней у вас просто не получится. Вам может показаться, что персона, находящаяся напротив вас, невообразимо глупа. Но это не так. Скорее всего, направленность мышления у вас и у этой личности сильно разнятся.

Вы по-разному смотрите на мир и вкладываете разные значение в одно и то же определение.

Виды интенции

Как и любое широкое понятие, интенцию можно разделить на несколько частей. Какие же два вида направленности мышления существуют?

  • Направленность на объект. Под воздействием внутренних и внешних факторов у человека формируется своя картина мира. Благодаря ей человек может рассуждать, строить представления и догадки. Именно направленность мышления формирует интересы персоны, культуру речи и культуру поведения.
  • Направленность на цель. Второй вид интенции – это планирование. Чтобы чего-то добиться в жизни, человек должен ставить перед собой цели и достигать их. Создание целей, построение плана для их достижения, внесение корректировок по ходу дела – все эти процессы можно назвать интенцией.

Интенционные процессы

Все люди мыслят по-разному. Один человек любит углубляться в суть проблемы, другой предпочитает рассматривать проблему в общем, не вдаваясь в детали. Какие же процессы проходят в мозге человека, когда он направляет свое мышление на какой-то объект или же цель.

  • Эмоциональность. Эмоции помогают человеку понять, нравится ему предмет или объект созерцания или размышления. Если нравится, значит, можно продолжать изучение или же общение. Если человеку что-то неприятно, он постарается как можно скорее избавиться от негативной мысли или приводящего в ужас объекта созерцания.
  • Мотивация. Интенция – это направленность мышления. Ее бы не существовало, если бы у человека не было мотивации. Желание что-то увидеть, куда-то сходить и что-то сделать является главным в здоровой жизнедеятельности человека.
  • Познание. Человек стремится к знаниям, и они помогают ему лучше познать этот мир и людей, живущих в нем. А также книги формируют мировоззрение и картину мира. Они помогают человеку приобрести пассивный опыт, без затраты каких-либо ресурсов, кроме временных.

Где можно встретить интенцию?

  • Психология. В этой науке интенция понимается, как возможность личности переиграть какую-то жизненную ситуацию у себя в голове и с помощью вторично пережитого опыта избавиться от страха. Подобным образом можно лечить различного рода неврозы и фобии.
  • Неврология. Здесь интенция понимается так же, как в стандартном своем определении – направленность мышления. Человек может по собственному желанию переключать свое сознание на изучение своего внутреннего мира, внешнего мира или же ставить себе цели и продумывать пути их реализации.
  • Философия. Интенция понимается как направленность на познание своего духовного мира и на восприятие окружающей действительности. Человек может познать этот мир только тогда, когда сможет в совершенстве узнать себя.

Парадоксальная

Психотерапевты применяют различные техники для того, чтобы облегчить участь своих пациентов. Одна из таких методик – парадоксальная интенция. В чем она заключается? Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он сильно волновался перед началом какого-то мероприятия.

Например, студенты всегда волнуются перед экзаменами, а человек, который впервые идет на собеседование, переживает о том, получится ли у него произвести хорошее впечатление на менеджера по кадрам. Этот страх перед началом события может довести человека до панического состояния. Чтобы снять излишнюю нервозность, нужно специально провоцировать ситуацию.

Пример парадоксальной интенции может быть таким: человек, который боится общаться с незнакомыми людьми, должен выйти на улицу и заводить диалог с каждым встречным. Неважно, будут прохожие поддерживать беседу или же ограничатся простым приветствием. Провоцируя свой страх, человек учится его преодолевать. Этот метод парадоксальной интенции работает всегда.

Он применяется не только психологами, но и обывателями, которые хотят перебороть какую-то фобию.

Коммуникативная

Как люди общаются друг с другом? Посредством речи они пытаются донести до собеседника свои мысли и раскрыть внутренний мир. Коммуникативная интенция – это направленность человеческого мышления на какую-то цель.

Чтобы узнать необходимую информацию персона может включаться в разговор, а чтобы скрыть что-то, собеседник постарается незаметно перевести тему. Но не всегда люди могут хорошо друг друга понимать.

Что же этому мешает?

  • Разный смысл, вкладываемый в понятия. Когда вы общаетесь с человеком, вы вряд ли учитываете местность, где собеседник вырос, его моральные ценности, образование и воспитание. А ведь все эти факторы делают индивида уникальным. В этом-то и состоит сложность общения. Порой два человека могут вкладывать в одно и то же понятие разный смысл. На фоне этого образуется взаимное недопонимание.
  • Разная картина мира. Направленность мышления у всех разная. Одному человеку интересно изучать науку, другому искусство, а третьему политику. Соответственно, все эти люди будут отличаться своим набором знаний, умений и стремлений. Разность взглядов на одни и те же вещи порождает отчуждение и неприязнь.
  • Сложно понять то, что не пережил. Не всегда человек может понять состояние своего собеседника. Есть вещи, которые нельзя описать словами, а можно только почувствовать. Например, сложно понять, что такое смерть любимого человека, до тех пор, пока на своем опыте не осознал это чувство.
Читайте также:  Стигматизация общества в социологии, в психиатрии - теория

Речевая

Каждое высказывание человека, даже неосознанное, несет в себе какую-то цель. Речевая интенция – это рождение речи. Прежде чем высказаться, человек должен подумать, затем сформировать свою мысль в слова и только затем ее высказать. В речевой интенции соединяются потребности, мотивы и цели.

Человек может с помощью направленности мышления передать собеседнику свои знания, поделиться своими проблемами или же узнать что-то полезное для себя. Диалог никогда не сможет стать интересным, если оба его участника не приложат к его созданию волевое усилие. Оно может проявляться не только в положительной, но и в отрицательной форме.

Например, человек может высказывать неодобрение на какую-то реплику или же действие своего оппонента.

В неврологии

Интенция широко известна не только в психологии, но еще и в неврологии. Чем же понимается под этим понятием? Интенция в неврологии – это направленность мышление на психическую работу, какую-либо деятельность или объект. Волевое усилие, прилагаемое в этой области, производится человеком для достижения поставленной цели.

В психологии

Экстенции интенции – это понятие, которое означает способ бытия, который выбирает человек. Оно широко применяется в психологии. К чему же оно применимо? Интенция в психологии – это направленность сознания на какой-либо предмет или же объект. Причем факт реального существования объекта не так важен.

Человек может размышлять над вымышленной проблемой. Например, кому-то может прийти в голову подумать, как же будет жить человек, если землю захватят обезьяны. Реально такой угрозы перед человечеством не стоит, но кто-то может панически этого бояться.

Размышляя на эту тему и приходя к выводу, что житься будет неплохо, человек может ослабить свои волнения. Или же какая-то персона может выбирать себе место, в котором она хочет провести свой отпуск.

В этом случае личность внимательно изучит месторасположения отеля, его комфортабельность, ценовую политику и интересные достопримечательности в округе. Направленность мышления поможет выбрать из всех возможных вариантов один, тот, который будет устраивать больше всего.

Зачем нужно изучать интенцию

Изучение психологии помогает лучше познать себя и окружающих. А изучать мышление, его основу и структуру, а в случае с интенцией – и направленность, полезно, чтобы лучше понимать людей.

С какими же проявлениями интенции приходится сталкиваться каждый день? Вы замечали, что некоторые персоны часто сетуют на свою неудачную жизнь? Такие люди любят жаловаться, говорить, что у них было бы все хорошо если бы не то или же не это. Собеседники порой не понимают, что они живут так, как хотят и как того заслуживают.

Успешный человек не сразу приобрел свое богатство. Ему пришлось много работать, чтобы получить хорошее образование и престижное место в развивающейся фирме. Да, с виду могло показаться, что персона не прикладывает никаких усилий, но на самом деле человек работает в поте лица.

Но многие привыкли судить, не зная того, что спрятано за красивой картинкой успеха. Интенция заставляет человека задумываться о том, каких трудов личности стоило подняться. Благодаря таким размышлениям человек избавляется от зависти и вдохновляется примером успешной личности.

Источник: https://www.nastroy.net/post/intentsiya—eto-napravlennost-soznaniya-myishleniya-na-kakoy-libo-predmet-metod-intentsii-v-psihologii

Интенция коммуникативная, парадоксальная – определение

Человек не может жить без движения. Как говорится, движение – это жизнь, вот человек и пытается ответить на множество подобных вопросов: что я хочу, каков мой смысл жизни, каково мое предназначение и пр. В психологии мы выделим такое понятие, как интенция, которая подразумевает направленную деятельность сознания человека. Здесь рассматривается парадоксальная и коммуникативная интенция.

Интернет-журнал psytheater.com называет человека существом целеустремленным. Все его действия продиктованы определенными мотивами и желаниями. Лень – это отсутствие каких-либо желаний или мотивов в том деле, где человек не совершает действий. Таким образом, чтобы действовать, нужен стимул. А для стимула у человека должна быть определенная направленность в его сознании.

Общество навязывает свои цели каждому гражданину своей страны. Женщины должны достигать одних целей, мужчины – других, дети должны стремиться к одним вершинам, а потом, когда вырастут, менять свои стремления. Каждый человек уже знает, чего он должен достигать. И в большей степени это зависит от того, что само общество навязывает ему те цели, которые он должен воплощать.

А что, если выйти замуж/жениться, родить детей, достичь богатства и успеха – это не жизненные цели человека? Вы никогда не хотели подвергнуть сомнению все то существование, которого вы пытаетесь придерживаться.

В основном люди хотят жить так же, как это делают все общество. Никто не хочет выделяться.

Если женщины в обществе выходят замуж, значит, каждая отдельная личность будет стремиться выйти замуж, даже не задумываясь над подобными вопросами:

  • Готова ли я к замужеству?
  • Люблю ли я того человека, за которого выхожу замуж?
  • Готова ли я сохранять семейные отношения даже в те минуты, когда мы с мужчиной будем ссориться?
  • Является ли вообще желание выйти замуж моим или оно мне навязано извне?

Большинство желаний, к которым вы стремитесь, навязано вам обществом. Вам кажется, что какие-то цели являются вашими. Но на самом деле они появились у вас лишь потому, что вы видите, что к этому должны стремиться все люди того общества, в котором вы живете.

Как определить, где ваше желание, а где – навязанное обществом? Это сделать очень просто: когда вы чего-то хотите сами, то вы начинаете разбираться в этом вопросе, искать пути достижения цели, совершать определенные действия, чтобы приблизиться к желаемому.

Если же цель является навязанной, тогда вы о чем-то просто мечтаете, но не разбираетесь в данном вопросе, вы не совершаете каких-либо действий, постоянно находите оправдание тому, почему вы не достигли желаемого.

Другими словами, свою цель вы с удовольствием достигаете, а для достижения чужого желания вы ничего не делаете и постоянно ищете оправдание отсутствия каких-либо результатов.

Подвергните сомнению свои желания, которые у вас имеются. Чего вы на самом деле хотите? А от чего в принципе могли бы и отказаться? Вам не нужно жить так, как живут другие люди. От этого вы не станете более счастливыми.

Но вы можете жить так, как того хотите лично вы.

И тогда вы будете чувствовать большее счастье, поскольку будете иметь лишь то, чего на самом деле хотите иметь, а не тратить свое время и силы на то, что для вас никакого значения не имеет.

Что такое интенция?

Интенцией называется сознательная или бессознательная направленность (нацеленность) человека на определенный объект или действие. Проявляется это в виде намерения, желания, замысла, душевного порыва или просто необдуманного действия, когда человек совершает действие, даже если оно является нецелесообразным, но соответствующим его внутренним потребностям.

Интенция имеет множество определений:

  1. В психологии является направлением логотерапии, в которой предлагается парадоксальная интенция – способ избавления от страха или напряжения путем максимального его переживания.
  2. В неврологии – это направленность психики на определенную деятельность, предмет или достижение цели.
  3. В философии – это направленность человека в познании окружающего мира, которая позволяет ему создать свое уникальное представление о нем.
  4. В лингвистике рассматривается коммуникативная интенция, которая подразумевает мотивы, побуждающие человека что-то говорить и высказывать.

Отдельно выделяют еще такой вид интенции, как диалогический – когда клиент становится готовым к диалогу с целью обсуждения сокровенного. Здесь выделяют такие его формы:

  • Открытые клиенты, которые сопротивляются импульсам, мешающим им открыто вести диалог.
  • Закрытые клиенты, которые сами могут обратиться за помощью, но не быть готовыми к открытому диалогу либо проявлять слабую заинтересованность.

Почему желания не исполняются? Самой распространенной причиной данного явления является то, что человек откуда-то берет веское основание того, почему его желание может не исполниться, а потом начинает о нем думать больше, чем о самом желании. Даже по закону притяжения человек притягивает к себе то, о чем думает. Выходит, если человек думает о том, почему его желание не должно воплотиться в реальность, значит, оно и не воплотится.

Как это происходит на практике? Например, муж изменил жене, из-за чего семья распалась. Женщина любит мужа, но не может его простить. Она хочет быть с ним, но постоянно прокручивает в своей голове мысль о том, почему они не могут быть вместе. Она любит и хочет семьи, но не прощает, не забывает обиды и это является причиной того, почему ее желание не воплощается.

К примеру, человек мечтает о процветании, но верит, что это достижимо только при помощи усердной работы. Он не сможет достичь своей цели, поскольку не хочет делать то единственное, что, по его мнению, может принести ему благополучие, — не работает.

Но если рассматривать процветание независимо, отдельно, не совмещая его с работой, которой человек не хочет заниматься, он сможет притянуть к себе свою мечту.

Только тогда, когда человек начнет считать, что заслуживает процветания лишь потому, что этого хочет, то притянет это к себе.

Видите, как можно собственными убеждениями и мыслями помешать воплощению желаемого? Это связано с тем, что у каждого человека его свое видение мира и причинно-следственных связей. Один думает, что работа может дать богатство, а другой просто полагает, что деньги придут к нему просто так.

И каждый из этих людей получает то, во что верит: один усердно трудится, а другой богатеет просто потому, что так хочет. Не противоречьте своим желаниям собственными убеждениями. Лучше измените свои убеждения и начните верить в то, что вы достойны своего желания уже просто потому, что так того хотите.

А как оно воплотится в реальность, позвольте решить данный вопрос Вселенной.

перейти наверх

Парадоксальная интенция

Одним из направлений в борьбе с неврозами, страхами и комплексами является логотерапия Виктора Франкла, который предложил такую идею парадоксальной интенции.

Если вы чего-то боитесь, тогда позвольте себе этого бояться в полную силу. Если вы желаете избежать каких-то эмоций, тогда позвольте себе их в полном объеме попереживать.

Причем рекомендуется настолько сильно переживать негативные эмоции, чтобы это доходило до абсурда.

Предлагается парадоксальная интенция в ситуации, когда вы начинаете только испытывать страх за возможное развитие событий или уже попали непосредственно в ситуацию, которая вызывает страх. Не нужно бояться испытывать свои эмоции и пытаться их заглушить.

Позвольте себе испытать их в полную силу, не жалейте сил, бойтесь, кричите, переживайте очень сильно, пусть вас не волнует реакция окружающих людей, перед которыми вы боитесь предстать в некрасивом виде – доведите свои переживания до максимальной силы, чтобы убедиться в их абсурдности.

Поскольку человек не ограничивает себя в проявлениях чувств, они сами куда-то исчезают. Более того, человек может обрести спокойствие из-за того, что его переживания являются прогнозируемыми, не негативными, не страшными. Он от них не убегает.

Все виды неврозов становятся результатом бегства человека от собственных эмоций. Когда человек пытается «подстелить себе соломинку», «обойти десятой дорогой», «перекреститься и помолиться», тогда он пытается оградиться за высоким забором от негативных проявлений собственной сущности. Это и вызывает у него нервозность, неустойчивость, неуверенность в себе.

В истории логотерапии рассматривается один уникальный случай с мальчиком, который мочился по ночам в свою постель. Родители его, естественно, ругали и стыдили за неспособность сдержать свой позыв и сходить в туалет.

Но специалисты порекомендовали им сказать сыну, что за каждую ночь, когда он снова помочится в постель, ему будут выдавать 10 центов. Мальчик был вне себя от счастья, поскольку был уверен в своем «успехе», он разбогатеет.

Однако случилось непредвиденное: мальчик перестал писаться в кровать, и за все время заработал только несколько центов.

перейти наверх

Коммуникативная интенция

Коммуникативной интенцией называется внутреннее намерение человека вступить в диалог с другим индивидом, при этом передать ему определенный посыл в конкретной форме, интонации и стиле. Здесь выделяют такие формы коммуникативной интенции, как:

  1. Порицание.
  2. Вопросы.
  3. Утверждение.
  4. Советы.
  5. Одобрение.
  6. Требовательность.

Человек вступает в диалог с окружающими с определенными мотивами, потребностями, желаниями и посылами. Он им что-то хочет сказать. На основе данного намерения и выбирается та модель общения, которую человек потом уже используется. По стилю говорения человека можно понять его внутренние намерения и посылы, с которыми он обращается к окружающим.

Коммуникативная интенция осуществляется параллельно с мысленным процессом в голове самого человека. Индивид желает оказать на окружающих определенное воздействие, поэтому использует те речевые формы, которые должны ему помочь в этом. Если собеседники будут понимать, что за словами человека стоят определенные намерения, и распознавать их, тогда удастся построить гармоничный диалог.

Порой человек прямо выражает свои мысли, а порой говорит не то, что хочет на самом деле.

перейти наверх

Итог

Каждый человек ведом внутренними посылами, которые направляют его деятельность и сознание в определенное русло. Человек ничто не делает просто так. У каждого поступка есть свои мотивы и потребности.

Источник: http://PsyTheater.com/intenciya-kommunikativnaya-i-paradoksalnaya.html

Ссылка на основную публикацию