Формирование адекватной самооценки личности

Самооценка личности – уровни, процессы формирования

Формирование адекватной самооценки личности

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.

Уровни самооценки личности

В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых.

Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности.

Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности:

  • Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
  • Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
  • Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.

Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.

Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и  от других дополнительных условий.

Формирование самооценки личности

Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы.

Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной.

Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.

Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.

Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений.

Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.

В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими.

Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности.

А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.

Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

Источник: https://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7636-samoocenka-lichnosti.php

Как формируется самооценка ребенка

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя.

Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку.

В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее – поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков.

Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка.

Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную.

Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости.

Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами.

Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

 

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида.

У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку.

Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует».

Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности.

Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается.

Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он.

Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить.

Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально.

Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость.

Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание.

Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой.

Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут.

Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле.

Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями.

Читайте также:  Серотониновый синдром - признаки, симптомы, причины, лечение

Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха 

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха.

Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка.

Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену. 

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу.

Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы.

Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается. 

Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-formiruetsya-samoocenka-rebenka

Консультация на тему: Формирование адекватной самооценки

ДОКЛАД

Формирование адекватной самооценки младшего школьника

Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения.

В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств».

Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности.

Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки  людей.

Особенно важно – помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек – особенно ребенок – думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные.

И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг.

Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые.

Следовательно, только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

Неуверенность в себе имеет и положительную сторону – она заставляет людей постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Одним словом – развиваться. Проблемы начинаются, когда сомнения разрастаются до гигантских размеров, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разорвать порочный круг.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, – это требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек – особенно ребенок – думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Но самооценка может быть и неадекватной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита – это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности.

У людей с завышенной самооценкой возникают трудности общения. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно – ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.

Завышенная самооценка, как правило, – это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих.

Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу).          

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов.

При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства.

Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей.

Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

  Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Самооценка младшего школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности.

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит.

Дети предпочитали считать себя  ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность.

Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность.

Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Но, иногда потрудившись и успешно выполнив задание, ученик ставит перед собой цель более легкую – это заниженная самооценка.

Когда же не добившись успеха, учащийся ставит перед собой еще более трудную задачу – это завышенная самооценка.

Если при этом учащийся не зазнается, не относится снисходительно к товарищам и рано или поздно сам или с помощью добивается успеха, завышенная самооценка полезна.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами.

Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не разобравшихся  со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Низкая самооценка способствует и такой черте характера, как обидчивость.

Читайте также:  Как решиться на развод с мужем - советы психолога

 Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи.

Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук.

На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» – ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь.

Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Ученики, поощряемые и подбадриваемые учителем,  постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе.

Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от оценки своих действий, поступков  к более обобщенной.

Возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.

Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Соотнесение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности.

Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся.

Таким образом, в младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная заниженная и неадекватная заниженная.

При этом самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками. Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к.

у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми.

С детьми, имеющими заниженную самооценку, может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/13/formirovanie-adekvatnoy-samootsenki

Самооценка и уровень притязаний личности. Способы формирования адекватной самооценки личности. – Ответы для сдачи экзамена по Социальной психологии

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

                    В структуре самооценки выделяют два компонента:                        – когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;                                       – эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.

)Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:                                                 Самооценка = Успех / Уровень притязаний                            Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих                                                                    уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

                  Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:                                                                                                    – познавательного, способствующего адекватности;                              – защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

                                                           Самооценка связана также с самоуважением.

Проблема устойчивости и изменчивости личности. Конформизм и конформность.

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие.

С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и фактически до конца активной жизни человека потребность в самореализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития, формирования его личности.

                                                                   Неустойчивость личности означает чрезмерную податливость человека обстоятельствам, ситуации, влиянию других людей.                                                          КОНФОРМИЗМ, морально-политич.

термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции, беспринципное и некритич. следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Наряду с понятием “конформизм” в социальной психологии есть категория “конформность”, под которой понимается либо универсальный механизм согласования мнений и поведения индивида с мнением и поведением группы или ее большинства, условие и проявление социализации личности, либо один из аспектов взаимоотношений индивида и группы, наряду с нонконформностью (негативизмом) и активным самоопределением в группе на основе осмысленного отношения к ее целям, ценностям и нормам.          Конформизм и конформность связаны с такими процессами, как внушение (усвоение психических состояний и образований — идей, представлений, установок и т. д., одного субъекта другим без должного сознательного контроля, осмысления и рационально-критического отношения к ним), психическое заражение (распространение эмоционального состояния одного субъекта на другого как в связи с передачей значений и смыслов, так и независимо от нее) и подражание, которые обеспечивают схожесть или единообразие в поведении людей.   

Психологическая характеристика личности, склонной к успешному поведению.

Согласно И. Шумпетеру, главное в личности успешного человека — это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.

                                                                Следующее важнейшее качество, по мнению И. Шумпетера, сильная воля. Она помогает преодолевать инерцию собственного мышления, а также активное и пассивное сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм.А.

Чирикова в результате своих наблюдений выявила, что в большинстве случаев при принятии решений успешный человек в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на рациональный расчет.

К числу личностных черт относятся:                                                                          – адекватность самооценки;                                                                               – спокойное отношение к недостаткам;                                                  – способность быстро принимать неожиданные решения;                – умение рисковать;                                                                              – коммуникативные преимущества;                                                               – агрессивность характера;                                                                            – интуитивные способности                                                                                – умение работать с людьми;                                                                – страстность;                                                                                      – устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях;                                                                         – амбициозность;                                                                                 – эгоизм.                                                                                   1. Успешный человек обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма.2. Необходимая черта успешного человека — творческий характер, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных решений и находить выход из ситуации неопределенности.3. Успешный человек обычно отличается высокой, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях.    

Факторы формирования потребности в достижении.                                                                 Занимаясь проблемой изучения мотива достижения, одним из первых встает вопрос о том месте, которое занимает мотив достижения в структуре личнос . Рядом исследователей мотив достижения включается в структуру потребностей.

Этому вопросу посвящены работы У. Макдауголла, Г. Мюррея и Д. Макклелланда .Выделен даже такой особый вид потребностей, как потребность в достижениях.

                                                                  По данным Макклелланда, люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми.

Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть в шахматы, а не в покер.Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха.

Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун указывают на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с их основной работой.

                                                Макклелланд обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достижении влияют установки родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей большей самостоятельности. Их дети в уже относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы.

В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость.Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опекают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела. Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них, обычно, формируется слабая потребность в достижениях.

Источник: https://students-library.com/library/read/59405-samoocenka-i-uroven-pritazanij-licnosti-sposoby-formirovania-adekvatnoj-samoocenki-licnosti

Формирование здоровой и адекватной самооценки – Психология жизни

Перед тем, как написать статью о самооценке личности, я заглянула в поисковик и ужаснулась…. от количества сайтов, которые предлагают волшебные способы повысить самооценку.

«Приобрести уверенность в себе за 3 простых шага», «12 способов как повысить самооценку», «Высокая самооценка — это путь к успеху» и т. п. БРЕД. Простите меня, конечно, но разумный человек, должен понимать, что самооценка, и отношение к самому себе не возникает в одночасье.

И тем более за каких — то 3 шага повысить свою самооценку просто не реально.    Зачем нужна самооценка?

Начать менять свое отношение к себе ВОЗМОЖНО за три шага, или сформировать уверенность в себе с помощью 12 способов. Но не повысить свою самооценку!

Значит ли это что без высокой самооценки мы не будем успешны? Так ли это на самом деле? Что думают об этом психологи? И в чем секрет самооценки личности? Давайте разбираться.

Читайте также:  Алчность это чувство, что значит алчность, примеры

Понятие самооценки в психологии

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Такая способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Формирование и развитие уверенности в себе

Формирование адекватной самооценки ребёнка

Она начинает формироваться в нашем детстве, к сожалению, под влиянием нашего воспитания. Окружение ребенка, а это в первую очередь наши родители, закладывают фундамент нашей самооценки. Ребенок не может сформировать сам своего отношения к себе в силу недостаточного самосознания   Как воспитать уверенного в себе ребёнка?

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка тогда когда:

— часто наказывают ребенка без объяснений причины наказания, и когда наказывают за проявление «неприемлемых» чувств; — насмехаются над чувствами ребенка и его мыслями, недооценивая их; — контролируют его с помощью чувства вины или стыда; — в семье не существует правил, или они достаточно противоречивы (у папы одни, а у мамы другие, противоположные); — отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;

— когда родители применяют физическое насилие по отношению к своему ребенку. Вдобавок к этому не верят в него, всячески порицая и недооценивая.

Последствия жестокого обращения с детьми

Конечно же, при таких условиях воспитания, может сформироваться патологическая личность, не говоря уже про её здоровую адекватную самооценку или любовь к самому себе.

Что влияет на формирование адекватной самооценки взрослого?

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем человеком, каким он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании адекватной самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем хуже мнение человека о самом себе. Нарциссизм и признаки «нарцисса»

Существенное влияние на формирование адекватной и здоровой самооценки оказывает отношение к человеку окружающих. Особое значение для формирования здоровой самооценки всё также как и в детстве имеют значение мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на формирование адекватной самооценки. Чем выше личностные успехи и достижения, тем лучшего мнения о себе человек.   7 привычек успеха

Самооценка личности есть отношение к самому себе посредством мнения о себе значимых людей и реальных достижений. Самооценка не может быть завышенной или заниженной. Самооценка может быть только оптимальной или неоптимальной. Самооценка здоровой личности должна быть адекватная его реальным результатам!

Человек с адекватной самооценкой

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Пошаговая система достижения любых целей

К оценке достигнутого человек подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: коллеги и другие значимые люди.

Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной здоровой оценки, т. е. без переоценки своих достижений, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям.

Такая самооценка является здоровой и адекватной.

Особенности здоровой адекватной самооценки

  • Здоровая самооценка личности позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями;
  • Человек со здоровой самооценкой открыт для критики и признает свои ошибки. Ведь здоровая самооценка предусматривает наличие в человеке как достоинств так и недостатков.
  • Уверенный в себе человек открыт и любопытен по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
  • Человек со здоровой самооценкой доверяет себе и тем самым реагирует гибко и даже изобретательно на всевозможные жизненные ситуации.
  • Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом — критерии здоровой самооценки.
  • В условиях стресса человек со здоровой самооценкой умеет сохранять гармоничность и достоинство. Как научиться любить и уважать себя?

Почему возникает такой вопрос «Как повысить свою самооценку»? Зачем ее повышать и кто определил, что она у вас занижена?

Общая психология говорит о том, что гармоничность личности или комфорт человека зависит от того, как он относиться к самому себе. То есть, если у человека, по вашему мнению или наблюдению, занижена самооценка, то он ни успешен, ни уверен в себе.

На самом же деле этому человеку достаточно комфортно жить со своей возможной заниженной самооценкой. С другой стороны, это ваша оценка личности другого человека. И она не имеет никакого отношения к самооценке этого конкретного человека. С завышенной самооценкой дело обстоит так же.

Вред неадекватной самооценки

Низкий уровень самооценки или завышенная самооценка причиняет вред только тогда, когда человеку испытывает внутренний дискомфорт.

А именно, когда заниженная самооценка превращается в:

— неуверенность в себе, вплоть до недоверия себе, — болезненность восприятия критики

— неумение принимать решения и брать на себя ответственность за результаты своих решений и действий. Комплекс неполноценности и заниженная самооценка

А завышенная самооценка трансформируется в:

— самолюбие и самовосхваление, что приводит к возникновению гордыни, равнодушия по отношению к близким,
— критичность и необоснованная требовательность к другим, злоба.

Формируйте здоровую адекватную самооценку

  1. Саморазвитие — это работа над своей самооценкой. Запомните, что ваша самооценка не должна быть завязана на мнении окружающих, на их комментариях и словах.

    На то она и ваша — «САМОоценка»!

  2. Старайтесь ставить перед собой достаточно реальные и достижимые цели, так как от их достижения зависит ваша самооценка.

  3. Формируйте здоровую самооценку, правильное (адекватное) отношение к себе, верьте в себя и не позволяйте никому сомневаться в вас  Люди, которых лучше избегать

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Источник: http://psylive.com.ua/samorazvitie/polyubit-sebya-i-nemnogo-o-samoocenke.html

Что такое адекватная самооценка?

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей. Не запрещайте ребенку без обоснованных причин то, что вы разрешали раньше. Если ребенку с трудом дается какой-то предмет, лучше лишний раз помогите ему. Чаще используйте ласковый телесный контакт. Старайтесь делать меньше замечаний.

Самооценка человека – это его способность верить в свои силы. Она может быть заниженной или завышенной. Но правильно – придерживаться золотой середины. Именно адекватная самооценка поможет быть объективным по отношению к себе, узнать свои сильные и слабые места. Причем последние не должны расстраивать, они могут определять вектор дальнейшего развития.

Формирование адекватной самооценки у ребенка – это одна из основных задач для родителей. Такой навык поможет ему легко развиваться, быть мобильным.

Важно уметь разделять ребенка и его поступки. То, что он совершил что-то плохое, не значит, что плохой и сам ребенок. Ваш малыш должен мыслить примерно так: «Я хороший и мне по силу исправить собственные ошибки». Такая позиция станет дополнительным стимулом на пути к совершенствованию себя.

Формирование адекватной самооценки младших школьников стоит начинать с решения их проблем.

  • Важная составляющая каждой личности – внешность. Ребенок часто может комплексовать по поводу конопушек, кривого носа, не кудрявых или кудрявых волос и т.п. Переубедить его в том, что он красив, сложно. У ребенка всегда найдутся контраргументы, или начнутся капризы. Важно сказать, что он для своих родителей самый лучший, что они в него верят и знают, что он добьется успеха. Такая родительская позиция вызовет и у малыша, и у подростка веру в себя и желания чего-то добиваться.

Для девочек особо важна их внешность. Родители могут провести для дочки фотосъемку. Это хороший способ объяснить любому ребенку, что он красив по-своему. Глядя на фотографии можно подчеркнуть, что девочка умеет хорошо позировать, что у нее красивые большие глаза и т.п.

  • Вспомните вместе с ребенком радостные моменты, когда он был счастлив и не задумывался о своей внешности. Это даст положительный эффект.
  • Существует мнение среди психологов, что школьные классы нужно формировать, исходя из способностей и степени развитости каждого ребенка, а не по возрастному критерию. Для развития способностей ребенок должен заниматься еще чем-то помимо школьной программы. Отдайте его в интеллектуальные кружки, в музыкальную школу или кружок моделиста-конструктора – в зависимости от увлечений. Это создаст ребенку полноценный круг общения по интересам и, конечно же, будет развивать его дополнительно.
  • Высокая адекватная самооценка научит ребенка отстаивать свое мнение. Он будет уметь аргументировать свое мнение и при этом сохранять спокойствие. Адекватная самооценка младшего школьника будет способствовать его успехам в учебе.
  • Научитесь убеждать малыша в том, что у него есть свои достоинства. С помощью этого и будет закладываться адекватная самооценка личности.

Способность адекватно оценить человека у девочек выше, это объясняется их большим интересом к другим людям

Хорошим тренингом в этом случае будет запись достоинств и недостатков на бумаге. В один столбик записываете все хорошее, а в другой – неудачи. Каждую неделю можно добавлять новые достижения ребенка.

Это станет наглядным примером его способности к самосовершенствованию. Ребенок научится анализировать свои поступки. Такие тренинги можно проводить с раннего детства.

Таким образом будет формироваться адекватная самооценка дошкольников.

Основным ключом к правильному развитию самооценки всегда остается родительское уважение, умение видеть не ребенка, а формирующегося человека.

Основные правила поведения для родителей:

  • Запомните, ваш ребенок индивидуален, и не стоит его сравнивать с другими.
  • Оценивайте его объективно, не умаляя его достоинств, ну и не перехваливая.
  • Помните, что ваш ребенок, прежде всего, человек. Не относитесь к нему иронично, «свысока».
  • Главные критерии в формировании самооценки – честность, доброта, справедливость. Эти правила распространяются как на ребенка, так и на родителей. Умейте признать, если были не правы.
  • Анализируйте поступки ребенка отдельно от его личности.
  • Будьте гибкими в воспитании. Не стоит устанавливать жестких правил, смотрите по ситуации.
  • За ребенком всегда должно оставаться право выбора.

Три кита самооценки – доброта, честность, справедливость

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/chto-takoe-adekvatnaya-samootsenka/

Ссылка на основную публикацию