Дизартрия – лечение, симптомы, коррекция, формы дизартрии

Дизартрия

Дизартрия — нарушение речи, при котором человек неясно произносит слова, хотя общий смысл и значение произносимых слов не меняются.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры.

Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция.

В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Подробности тут, тут, тут

Дизартрия бульбарная обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.

Дизартрия корковая обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

Дизартрия мозжечковая обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.
Дизартрия экстрапирамидная возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.

Речь смазаная, невнятноя с носовым оттенком,резко нарушена просодика,интаначионно-мелодическая структура речи,её темп.

Дизартрия псевдобульбарная обусловлена центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.
Дизартрия стертая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом;. часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной дизартрии.

Виды дизартрии у детей с детским церебральным параличом

Подробности тут, тут, тут, тут

Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаметозное же лечение назначается психоневрологом.

Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия: -Лекарственные средства. -Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.

-Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. -Лечение сопутствующих заболеваний. -Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Подробности тут, тут

Искаженное произношение звуков возникает вследствие органического поражения тех участков головного мозга, которые составляют речедвигательную зону.

У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного).

Среди причин важное значение имеют асфиксия (удушье) и родовая травма; поражение нервной системы при гемолитической болезни, обусловленной несовместимостью групп крови матери и плода или по резус-фактору; инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы; реже — нарушения мозгового кровообращения; опухоли головного мозга; пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса); а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
Продолжение

Дизартрия — сложное речевое расстройство, характеризующееся различными нарушениями компонентов речевой деятельности.
Основные проявления дизартрии:
Речевые: 1) Нарушение голосообразования. 2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков).

В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.

); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи.

Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения. 4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи.

Неречевые: 1) Нарушения двигательного аппарата. Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (по данным различных авторов, от 65 до 85%).

Нарушение артикуляции (движений мышц, обеспечивающих произношение звуков). 2) Нарушение эмоционально-волевой сферы. 3) Нарушение ряда нервно-психических функций (внимание, память, мышление). Задержка темпа психического развития.

4) Нарушение познавательной деятельности. 5) Своеобразное формирование личности.

Подробности

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.

При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы: – нарушения общей моторики – нарушение мелкой моторики рук – патологические особенности в артикуляционном аппарате – нарушения звукопроизношения – нарушения интонационно-выразительной окраски речи – недостаточное общее речевое развитие

Подробности тут

Мимика – это и есть те самые движения мышц лица, с помощью которых проявляются те или иные чувства. Обычно эти движения совершаются рефлекторно, потому и являются дополнительным средством общения у людей. Но когда у ребенка дизартрическая проблема, нам придется обучать ребенка мимическим проявлениям.

Развивая мимику, мы развиваем, создаем нейронные связи от коры головного мозга к мышцам лица.

Кроме того, упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в речедвигательном аппарате и развивают память и внимание.

С помощью этих несложных упражнений ребенок воспитает волевую саморегуляцию. Да одно то, что ребенок будет чаще улыбаться, уже достаточное условие для занятий этими упражнениями.

Подробности и перечень упражнений для развития мимики тут

Подробности тут, тут

В книге Е.Ф.Архиповой «Логопедический массаж при дизартрии» представлена методика проведения точечного, зондового и ручного массажа. Впервые в логопедической практике предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях.
Читать книгу

Физиология дизартрии 1.Речевой процесс есть круговой процесс.

2. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра. а) речедвигательный центр (включая центр Брока) производит речь, управляя речевой мускулатурой, б) центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи), в) ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений Расположение центров Брока и Вернике в коре головного мозга.3. Дизартрия связана с недостаточностью двигательной речевой сферы ЦНС.

Двигательные речевые центры имеют центральное (корковое) и периферическое представительство. К первым относится корковый центр Брока, к периферическим – подкорковые двигательные центры.

Программа DART устраняет спастичность и недостаточность речедвигательных центров. Лечение включает в себя: 1. Постановка антиспастической высоты голоса, 2. Постановка тембра голоса (устранение или уменьшение невральной недостаточности). 3. Постановка чистоты голоса (устранение или уменьшение спастичности + невральной недостаточности)

Подробно о лечении дизартрии с помощью программы DART тут

Видеоурок работы с бесплатной программой для лечения дизартрии

Результат лечения смешанной формы псевдобульбарной дизартрии

Что может вызвать дизартрию у взрослого человека? Чаще всего это инсульт (нарушение кровообращения в головном мозге).

Среди прочих причин можно назвать сосудистые нарушения, воспаления и опухоли головного мозга, болезнь Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз и др.

Гораздо реже дизартрия возникает в результате травм головы, отравлений (свинцом или угарным газом) или передозировки приема лекарства. Закончат этот перечень инфекции и токсины, вызванные употреблением наркотиков и алкоголя.

Лечение дизартрии взрослых

Фитотерапия при дизартрии может расслабить сократившиеся мышцы и тонизировать расслабленные.

Применение фитотерапии способствует не только восстановлению умственной и физической работоспособности, но и устраняет нервозность, влияет на восстановление мышечного тонуса.

Как известно, дизартрия характеризуется спастичностью (повышением тонуса мышц), или паретичностью (вялостью, уменьшением силы движения) мышц речевого аппарата.

Продолжение

Источник: http://znamus.ru/page/dizartria

Как лечить дизартрию

Дизартрия – это нарушение речи, которое большинстве случаев развивается у детей. При этом нарушается фонетика, темп и мелодичность, четкость речи ребенка. В настоящее время эта проблема является очень распространенной.

Существует несколько форм и видов заболевания, в зависимости от его причин и проявлений.

Дизартрия у детей развивается по причине нарушения внутриутробного развития или перенесенных детских заболеваний, влияющих на функционирование ЦНС.

При возникновении дизартрии лечение заключается в выполнении специальных упражнений и улучшении питания головного мозга. Лечение патологии можно проводить в домашних условиях в форме игры.

Это позволит избежать дополнительного стресса у ребенка. Для улучшения питания мозга можно скорректировать рацион ребенка, добавив в него полезные продукты.

Такая терапия оказывает мягкое действие на организм малыша и не вызывает побочных эффектов.

Симптомы

Дизартрия – это нарушение речи, которое характеризуется различными проявлениями. При этом заболевании у ребенка происходит ряд нарушений:

  1. Слабость артикуляционных мышц. Рот у малыша может быть всегда приоткрыт или, напротив, губы ребенка плотно сжаты. Язык может вываливаться наружу.
  2. Возникает усиленное слюноотделение.
  3. Назальное произношение звуков даже при отсутствии насморка.
  4. Неправильное произношение и замена звуков.
  5. Нарушения речевого дыхания: к окончанию фразы может возникнуть одышка.
  6. Нарушение тембра голоса, он становится более высоким.
  7. Измение темпа и мелодичности речи. Речь монотонная, слишком быстрая или слишком медленная.

Причины заболевания

Чаще всего такое состояние является следствием нарушения внутриутробного развития ребенка. Общие причины дизартрии следующие:

  1. Гипоксия – недостаточное снабжение головного мозга кислородом. Возникнуть это состояние могло во время беременности или в процессе родов.
  2. Интоксикация организма ребенка при токсикозе будущей матери во время вынашивания плода.
  3. Резус-конфликт матери и плода.
  4. Различные заболевания беременной женщины.
  5. Рождение недоношенного малыша.

Также вызвать дизартрию могут различные детские болезни:

  • отек мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • развитие желтухи у новорожденного малыша;
  • детский церебральный паралич;
  • интоксикация вследствие отравления;
  • нейроинфекции: менингит, энцефалит;
  • гнойный отит.

Виды дизартрии: что это такое и с чем связано?

В зависимости от выраженности речевых расстройств различают несколько степеней дизартрии:

  1. I степень или стертая дизартрия.
  2. II степень. При этом нарушения речи слышны окружающим людям, но ребенка все равно понимают.
  3. III степень. При этой форме дизартрии речь ребенка понимают только близкие люди, которые проводят с ним максимально много времени. Посторонние люди не могут разобрать, что малыш говорит.
  4. IV степень. Речь ребенка непонятная даже близким людям.
Читайте также:  Формирование адекватной самооценки личности

Наиболее распространенной является стертая дизартрия. При стертой дизартрии у детей проявляются незначительные нарушения произношения: ребенок способен четко произносить отдельные звуки, но в процессе говорения при быстрой речи эти звуки стираются, и речь становится нечеткой и неразборчивой. Стертая форма дизартрии часто незаметна неспециалисту.

https://www.youtube.com/watch?v=TfVdZRnYbzk

На эти огрехи родители часто не обращают должного внимания, считая, что эти нарушения пройдут по мере взросления малыша. В некоторых случаях стертая дизартрия у ребенка, действительно, проходит с возрастом. У других деток болезнь начинает прогрессировать, количество нарушений увеличивается.

Причина этой формы заболевания в поражении незначительной области головного мозга (мелкоочаговое поражение). Такой диагноз чаще всего ставятся детям около 5 лет.

Это поражение может вызвать также нарушения мелкой моторики рук, мимики. У малыша не получается завязывать шнурки и застегивать пуговки, его движения могут быть неловкими, быстро наступает усталость.

У ребенка могут развиться различные формы дизартрии, в зависимости от типа поражения ЦНС, которое спровоцировало заболевание.

Бульбарная дизартрия

Очень редко встречающаяся и очень тяжелая форма заболевания. Такая дизартрия развивается при поражении ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в бульбусе (продолговатый мозг).

Такое поражение влияет не только на речь, но и на жизненно важные функции: дыхание, работу сердечнососудистой системы. Поэтому дети с этими нарушениями крайне редко выживают и доживают до подросткового возраста.

При этой форме дизартрии наблюдается нарушение строения всего речевого аппарата, что вызывает затруднения речи, а также процессов дыхания и глотания.

Симптомы бульбарной дизартрии:

  • нарушение дыхания;
  • изменение тембра голоса;
  • атония или паралич мимических и жевательных мышц;
  • голова наклонена.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия развивается у малыша после перенесения нейроинфекции, которая вызвала повреждение проводящих нейронов. При этой форме болезни происходит нарушение речевой моторики.

Также у малыша исчезает или уменьшается сосательный и глотательный рефлекс. Другие неречевые нарушения: слюнотечение, повышение тонуса артикуляционных мышц, сбои кровоснабжения языка.

Часто проявления бывают ассиметричны и возникают только с одной стороны.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется замедленным движением языка и губ. Речь у ребенка тихая, невнятная. Он не может четко произносить шипящие, сонорные, мягкие звуки.

В звучании наблюдается назализация (ребенок будто говорит «в нос»). Также у малыша наблюдается нарушения темпа речи.

В целом, возникают фонетические нарушения, но не происходит нарушение грамматического строя речи и лексики малыша.

Мозжечковая дизартрия

Возникает при поражении мозжечка. При этом проявляются не только речевые нарушения но и расстройство координации движения. Речь ребенка с таким заболеванием характеризуется растянутостью, громкость разговора постоянно меняется. Такая форма дизартрии в большинстве случаев успешно поддается коррекции.

Корковая дизартрия

Нарушения возникают вследствие поражения коры головного мозга (лобной части). Симптомы такого поражения:

  • неправильное произношение звуков;
  • нарушение подвижности артикуляционных мышц;
  • замена слогов в слове.

Подкорковая дизартрия (экстрапирамидная)

Формирование подкорковых узлов происходит в возрасте от 3 до 8 лет. Если в этот период происходит негативное воздействие на эти структуры, возможно развитие подкорковой дизартрии. При этой патологии повышается тонус мышц и снижается их подвижности. Речь такого ребенка становится невнятной, произношение чаще всего назальное. Речь некоторых детей напоминает заикание.

Лечение дизартрии

Важно понимать, что лечение заболевания нацелено не только на формирования правильного произношения. При дизартрии у ребенка нарушено и восприятие речи, понимание того, что ему говорят взрослые. При этом нарушается способность к чтению и письму, что делает невозможным дальнейший процесс обучения. Очень важно своевременно выявить и начать терапию этого расстройства.

При дизартрии лечение нужно начать в как можно более раннем возрасте. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов на успех. Терапия заболевания должна быть комплексной. Проводят следующие процедуры:

  • логопедические упражнения;
  • лечебная физкультура;
  • общий и точечный лечебный массаж;
  • дыхательные упражнения;
  • лечебные ванны;
  • иглоукалывание;

Для логопедической коррекции существуют специальные группы и школы развития речи. Коррекция речи проходит в виде игры, и ребенок не испытывает стресса или беспокойства.

Логопедический массаж и упражнения

Лечебная физкультура представляет собой лечебную артикуляционную гимнастику. Она нацелена на то, чтобы развить и укрепить артикуляционные мышцы.

Также ЛФК должна включать упражнения на развитие мелкой моторики рук.

При этом происходит стимуляция определенных центров головного мозга, благодаря чему усиливается процесс образования нейронных связей и улучшается умственное развитие ребенка.

Принцип лечения массажем и иглоукалыванием аналогичен развитию мелкой моторики рук: стимуляция определенных точек на теле ребенка приводит к стимуляции тех или иных центров головного мозга, в том числе и речевых центров.

Кроме того, массаж улучшает кровообращения и приводит к лучшему снабжению головного мозга кровью и питанию нервных клеток. Массаж и лечебные ванны позволяют ребенку расслабиться успокоиться, уменьшат беспокойства малыша, нормализуют его психоэмоциональное состояние.

Кроме общего массажа необходимо ежедневно массировать артикуляционные мышцы ребенка. Это будет способствовать их развитию и укреплению.

Массаж и лечебную физкультуру можно проводить в домашних условиях. Однако родителям следует помнить, что целебный эффект появиться только в том случае, если проводить упражнения ежедневно и систематически.

При массаже лицевых мышц проводят поглаживание и пощипывание щек, губ, скул, подбородка. Губы полезно разминать в разные стороны. Это способствует притоку крови к этой области и развитию мышц.

Можно в игровой форме научить ребенка самому делать массаж перед зеркалом.

При этом он будет обращать внимание на расположение и форму своих губ, сравнивать то, что он видит в зеркале, и то, что видит, когда взрослые разговаривают с ним.

Также нужно разрабатывать речевой аппарат. Для этого ребенку нужно:

  • периодически открывать и закрывать рот;
  • сжимать и разжимать челюсть;
  • изображать звериный оскал;
  • вытягивать губы в трубочку;
  • надувать щеки попеременно или обе сразу.

Полезно упражнение с леденцом на палочке. Ребенок удерживает леденец во рту, а родитель пытается его вытянуть. При этом происходит укрепление артикуляционных мышц. Также можно подносить леденец ко рту ребенка (к правому и левому уголку губ) и просить, чтобы он дотянулся до него языком. Это способствует укреплению мышц языка.

Развитие мелкой моторики рук происходит, когда ребенок играет с мелкими предметами: горошинами, бусинами, мелкими игрушками. Можно предложить малышу перебирать их, перекладывать из одной емкости в другую, складывать в определенном порядке, например, по цвету.

Все упражнения нужно делать в игровой форме. Не нужно заставлять и насиловать малыша. Чтобы гимнастика была эффективной, ребенок должен быть полностью расслаблен и спокоен, ему должно быть весело и интересно.

Психологический комфорт очень важен при выполнении этих упражнений. Именно поэтому лучше всего, когда с ребенком занимается его мама – человек, которому он полностью доверяет.

В некомфортных условиях психика ребенка будет нацелена на защиту от враждебного внешнего мира, и эффект от упражнений будет минимальным.

Питание

В настоящее время не существует специальных медикаментов, которые позволят вылечить дизартрию.

Традиционная медицина предлагает давать детям препараты-ноотропы, которые улучшают питание головного мозга и стимулируют развитие когнитивных способностей.

Такие препараты – это концентрированный источник тех или иных полезных веществ: аминокислот, витаминов, органических кислот, которые особенно нужны для развития мозга.

Альтернативой такому лечению может стать коррекция питания ребенка. Для улучшения когнитивных способностей малышу нужны вещества, которые стимулируют мозговую деятельность: ненасыщенные жирные кислоты, витамины группы А, В, С, Е и минералы йод, магний, селен, цинк. Все необходимые для развития мозга вещества есть в природных компонентах, и дети могут получать их из пищи.

Источником йода и других минералов могут стать морепродукты и морская капуста. Морепродукты также содержат полезные для ребенка ненасыщенные жирные кислоты и витамины группы В.

Различные орехи – это источник витаминов А и Е, ненасыщенных жирных кислот и минералов. Лучше всего кушать смесь орехов, так как в каждом конкретном виде содержится различный набор полезных веществ.

Источник витаминов и антиоксидантов для ребенка – это ягоды. Полезно кормить малыша черникой, смородиной, клюквой, ежевикой.

Каши – это источник минералов и витаминов. Самыми полезными считаются гречневая и цельная овсяная крупа, но и другие крупы и отруби приносят пользу. Лучше всего давать ребенку кашу на завтрак, и добавлять туда кусочки фруктов, орехи, семена льна, тыквы, подсолнечника.

Прогноз заболевания

Прогноз во многом зависит от типа дизартрии. Например, стертая дизартрия при правильном подходе полностью корректируется, а при бульбарной дизартрии прогноз неблагоприятный, и развить речь у ребенка, скорее всего, не удастся.

В целом, прогноз зависит от степени повреждения клеток центральной нервной системы, возраста ребенка и правильности подобранного лечения.

Если у малыша наблюдаются необратимые повреждения, то полное выздоровление практически невозможно, но терапия позволит скорректировать симптомы заболевания и сделать речь ребенка понятной для окружающих, развить его способности к чтению и письму.

Напишите в комментариях о своём опыте в лечении заболеваний, помогите другим читателям сайта!
Поделитесь материалом в соцсетях и помогите друзьям и близким!

Источник: http://nmed.org/dizartriya.html

Дизартрия – что это такое? Виды, лечение дизартрии у детей

Что это такое?

Дизартрия — это нарушение речи (сенсомоторное расстройство), обусловленное дисфункцией моторных (фонетических) функций, вызывающее нарушение в голосообразовании и произношении.

Голосообразование человека – явление не совсем разгаданное и сложное — частотность, тембр, громкость или тоновый диапазон зависит не только от работы мышечного аппарата, участвующего в функционировании отдельных произносительных структур, но и от естественного потенциала всего нервно мозгового аппарата человека.

Развитие речи обусловлено согласованной деятельностью всех функций мозга и обширным комплексом нейронов в различных отделах ЦНС, регулирующих работу всего организма.

Нормальное восприятие речи и азы артикуляции обеспечивают речевые зоны мозга. Они располагаются в многоуровневой системе коры мозга и осуществляют регуляцию подвижной (динамической) речевой памяти человека.

Генезис развития обусловлен локальными процессами в мозговых структурах (травмы, инсульты, опухоли, интоксикации и гнойные процессы), вызывающих расстройства тех областей мозга, которые отвечают за мимическую и артикуляционную мускулатуру.

Патологические процессы в разных отделах мозговой оболочки проявляются качественно-отличимыми речевыми нарушениями, вследствие чего, картина болезни выражается в соответствии с патологиями в определенной области мозговых структур, обусловливая ту или иную форму заболевания.

Виды и признаки дизартрии

В клинической практике артикулярных патологий дизартрию, нарушение речи, подразделяют на виды и формы по расположению патологических дисфункций и проявлению симптоматики, сопровождающей заболевание.

Мозжечковый вид заболевания обусловлен патологиями, поражающими «малую» заднюю мозговую область (мозжечек), отростки нейронов (нервы), осуществляющие взаимосвязь с ЦНС и лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в кожно-мышечных губных складках и мышцах языка, вызывая распластанность его формы и ограничение подвижности.

Читайте также:  Пути разрешения конфликтов - межнациональных, политических

Колебания мышечного напряжения становиться препятствием для поддержания нормальной артикуляции из-за повышенного или недостаточного движения. Проявляясь:

  • Частичным параличом и провисанием мягких структур неба;
  • Затрудненным процессом жевания;
  • Гнусавым произношением многих звуков;
  • Вялой и невыразительной мимикой;
  • Невнятной, замедленной и затрудненной речью;
  • Неправильной речевой модуляцией и постановки ударений;
  • Выкриками отдельных моментов речи и затуханием голоса в конце предложений;
  • Шаткой походкой и нарушением координации.

Подкорковая дизартрия обусловлена патологическими процессами в ядерных центрах мозгового серого вещества, вызывая дисфункции в мозговой системе управления (экстрапирамидной), проявляясь нарушениями мышечного напряжения, регуляции последовательности и силы их сокращений, естественного автоматизма движений. Патологический процесс сопровождается нарушением членораздельности и четкости произношения.

Повреждения непостоянны и разнообразны, их проявления зависят от эмоциональных субъективных состояний. Характеризуются:

  • Отклонениями в звуковом тембре, голосом громким, резким и охрипшим;
  • Постепенным ослаблением силы звучания слов при разговоре, с переходом к шепоту;
  • Непонятными и не правильными звукопроизношениями;
  • Монотонностью и однообразием речевых оборотов с полным отсутствием эмоций;
  • Большим нарушением произношения тонообразующих (гласных) звуков;
  • Внятной артикуляцией в состоянии покоя и большим искажением произношения в состоянии возбудимости;
  • Непроизвольными выкриками гортанных звуков.

Форма бульбарной дизартрии обусловлена симптома-комплексом нарушений в рече-двигательном анализаторе вследствие различных патологических процессов в отделе продолговатого мозга, вызывая мышечные парезы или параличи в глотке, языке, тканях неба, мышцах гортани и нижней челюсти.

С возможным развитием расслабленности или мышечной атрофии, что нарушает глотательные функции и свободный проход воздуха при выдыхании, приводящие:

  • К ослаблению и гнусавости голоса;
  • Отсутствию произношения звуков звонких тонов;
  • Замене одних звуков другими (смычных на щелевые);
  • К преобладанию в разговоре плоскощелевых глухих звуков.

Развитие корковой дизартрии – следствие очаговых поражений ЦНС в области корковых структур мозга. Данная форма отображает целый ряд расстройств речевой моторики в виде:

  • Замещения шипящих звуков на свистящие и наоборот;
  • Распада на составные части сочетаний многих согласных звуков;
  • Замещения звонких звуков на глухие, а твердых на мягкие;

Источник: https://medknsltant.com/dizartriya/

Симптомы и лечение дизартрии у детей

Дизартрия – это нарушение произношения, встречающееся у пяти процентов детей. Особенностью патологии является то, что ребенок может знать много слов, уметь правильно строить фразы, но понять его сложно из-за невнятности речи.

Объясняется данный синдром ограниченностью подвижности органов речевого аппарата, что становится следствием поражений нервной системы. Проблемы имеются не с отдельными звуками – болезнь характеризуется полностью смазанной речью. О симптомах, причинах, видах аномалии, методах ее лечения читайте ниже.

Симптоматическая картина

Поскольку заболевание, как правило, бывает врожденным, симптомы дизартрии у детей проявляются очень рано. Каждый внимательный родитель может их распознать. Насторожить его должны такие признаки, приводимые в стандартной таблице симптомов:

  • крик младенца слаб;
  • глотать и сосать крохе тяжело;
  • у ребенка невыразительная мимика;
  • грудничок часто срыгивает, поперхивается.

Неречевая симптоматика имеет место и позже. Ребенок не спешить начинать ползать и ходить; он неуклюж и неловок; никак не может научиться завязывать шнурки и выполнять простейшие движения руками.

Все это говорит о нарушениях его моторики (кстати, болезнь иногда называют моторной дизартрией).

Таким детям гораздо труднее, чем сверстникам, дается письмо, рисование, лепка, работа с конструктором и тому подобные вещи.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Что касается речевой характеристики отклонения, то она заключается в следующем:

  • малыш позже своих сверстников начинает «гулить» и лепетать;
  • его голос звучит «в нос»;
  • научившись говорить, ребенок произносить неправильно большинство слов;
  • при дизартричной речи даже гласные произносятся неверно (вместо «и» — «е», вместо «а» — «э»);
  • малышу явно тяжело говорить – его голос к концу фразы становится слабым и тихим;
  • нарушения артикуляции проявляются медленной и невнятной речью.

Выраженность симптомов зависит от вида патологии и его степени. Если случай не очень тяжелый, то аномалия становится заметной только у ребенка 5 лет и даже чуть старше. В более серьезных ситуациях болезнь проявляет себя в полной мере уже в год-два.

Причины патологии

Конечно же, всех мам и пап интересуют причины речевой аномалии. Они бывают врожденными и приобретенными. К первой группе причин дизартрии относятся.

  • токсикозы во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт нередко провоцирует развитие дизартрии у ребенка;
  • патологии соматического характера, которыми страдает мать;
  • сложные роды с травмами или асфиксией;
  • рождение раньше срока.

Среди приобретенных факторов выделяют:

  • травмы головы;
  • менингит и ему подобные заболевания инфекционного характера;
  • «водянка» головного мозга (гидроцефалия) может привести к дизартрии у детей;
  • отит гнойного типа;
  • серьезные интоксикации организма.

Все вышеприведенные ситуации могут стать причиной нарушения речи. Поэтому если имеются факторы риска, нужно быть начеку и при первых же подозрениях обращаться к доктору. Болезнь нельзя запускать. Ранняя диагностика обычно дает право надеяться на то, что от проблемы не останется и следа.

Виды патологии

В зависимости от места поражения специалисты различают несколько видов дизартрии. Каждый из них имеет свои специфические проявления. Выделяют:

  1. Корковую форму. При ней поражены участки коры головного мозга, которые отвечают за артикуляцию. Характерный симптом: ребенок правильно доносит структуру слова, а произношение хромает.
  2. Бульбарную дизартрию. Затронуты точки в продолговатом мозге, из которых выходят подъязычный нерв, языкоглоточный, тройничный, блуждающий и лицевой. Ребенку зачастую трудно глотать. Разновидностью данной формы является скрытая дизартрия. Она характеризуется не слишком выраженной «скованностью» речевого аппарата. Выявить патологию непросто – требуется тщательное обследование.
  3. Псевдобульбарную дизартрию. При ней поражаются участки проводящих путей, в медицине называемые корково-ядерными. Характерная особенность – монотонная речь.
  4. Мозжечковую дизартрию. При данной разновидности патологии объектом поражения становится мозжечок.
  5. Подкорковую форму. Патология затрагивает подкорковые участки мозга, которые «курируют» формирование речи. При таком диагнозе ребенок говорит «в нос». Речь его смазана.
  6. Смешанный тип. Чаще всего становится следствием травм головы, полученных ребенком в раннем возрасте. Данный вид дизартрии речи объединяет в себе симптомы некоторых других.

Особняком стоят такие типы заболевания, как холодовая и паркинсоническая. Их мы не рассматриваем, поскольку данные формы дизартрии детям несвойственны. Они обычно развиваются у взрослых на фоне различных заболеваний.

Степени патологии

Успех борьбы с дизартрией зависит от того, на какой стадии находится болезнь. Степеней различают три. А именно:

  1. Легкая дизартрия. При ней грубых нарушений речи не имеется, но звуки произносятся нечетко и «в нос». Моторные проявления незначительны. Может немного подтекать слюна. Другое название этой стадии — стертая дизартрия.
  2. Средняя степень. Голос звучит очень тихо, речь крайне неразборчивая. Мимика практически отсутствует. Сильно подтекает слюна.
  3. Тяжелая, или дизартрия 3 степени. Ребенок не говорит вообще. Фиксируется повышенное слюноотделение, сложности с жеванием. Глотать и сосать ребенку тоже тяжело.

Иногда от специалистов можно услышать такое понятие, как дизартрический компонент. Это означает, что присутствуют незначительные отклонения в произношении звуков. О настоящей дизартрии речь не идет.

Диагностика заболевания

Особенности обследования детей с дизартрией заключаются в том, что родители могут самостоятельно выявить болезнь. Существует несколько методов. Один из них предполагает высовывание языка ребенком и его удерживание неподвижно в течение секунд двадцати. Если у малыша это не получается, значит, возможно, имеется дизартрия речи.

Другой метод заключается в отведении высунутого языка в разные стороны. Если малышу не удается такая «гимнастика», имеются основания подозревать болезнь.

Ребята с отклонениями начинают вертеть головой, поворачивать шею – просто двигать языком у них не получается, Конечно, такая проба позволит определить недуг лишь у детей в 6 лет или немного младше.

Ждать адекватной реакции от совсем крошечного ребенка нельзя.

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

К специализированным методам диагностики дизартрии в логопедии относятся:

  • электромиография;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография.

Если имеет место стертая форма заболевания, выявить ее можно лишь при помощи аппаратных способов. Совсем другое дело дизартрия средней степени тяжести и, тем более 3-я стадия. Здесь уже все симптомы налицо.

Лечение речевых отклонений

К утешению родителей, столкнувшихся с проблемой, следует сказать, что лечится дизартрия достаточно успешно. Но придется запастись терпением и помощь оказывать комплексную. Только лишь одно педагогическое или медикаментозное лечение большого результата не принесут.

Прием фармакологических препаратов позволит привести в норму тонус мышц, а также улучшить мозговое кровообращение. В назначениях у детей дошкольного возраста обычно фигурируют:

  • Актовегин;
  • Глиатилин;
  • Глицин;
  • Магне В6;
  • Пантогам;
  • Пантокальцин.

Ребенка с отклонениями обязательно должен вести хороший специалист. Коррекция логопеда ему необходима. И даже десятью занятиями тут не обойтись. Доктор будет:

  • проводить показанную при дизартрии артикуляционную гимнастику;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать правильную речь
  • улучшать речевую коммуникацию.

Существуют и другие методы коррекции, которые известны только профессиональным логопедам.

Лечение дизартрии в домашних условиях будет эффективно, если болезнь не слишком запущена. Но родителям придется пройти специальную подготовку. Посмотреть видео-примеры, почитать литературу, получить подробные инструкции от врача.

Главное требование в данном случае – регулярность занятий. Логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях должен проводиться по нескольку раз в день. Длительные перерывы не допускаются.

Упражнения при дизартрии включают вибрации губами, движения языком, надувание щек, открывание и закрывание рта. Они достаточно просты, но очень эффективны. Сочетая при дизартрии массаж с приемом медикаментов, можно добиться хороших результатов. Желательно подключить еще дельфинотерапию, физиотерапию, иглоукалывание. Это позволит улучшить прогноз.

Итак, дизартрия – это речевые отклонения, проявляющиеся в раннем возрасте. Как правило, становятся спутником ДЦП, но не всегда. Причины зачастую уходят «корнями» еще в зародышевый период развития. Стертая форма дизартрии у детей трудно диагностируется, но легко лечится. На более поздних стадиях обнаружить болезнь – не проблема, а преодолеть ее непросто.

Лечением дизартрии должен заниматься профессионал. В тяжелых случаях рекомендовано пребывание в специализированных заведениях. Настойчивость, терпение, труд и грамотный подход почти всегда дают хорошие результаты.

Смотрите видео:

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.Вам не трудно, а автору приятно.

Спасибо.

Источник: https://facey.ru/deti/dizartriya.html

Дизартрия

Дизартрией (от греч. dys – расстройство, arthroo – произношу членораздельно) называют расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких-либо поражений мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».

Читайте также:  Секрет любви для мужчин и женщин

Это заболевание у взрослых не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения слухового восприятия речи, письма и чтения. А вот детском возрасте дизартрия часто приводит к нарушению самого произношения слов и, соответственно, к нарушениям письма и чтения, а также к общему недоразвитию речи. Такие недостатки можно исправить посредством занятий с логопедом.

Причины

Дизартрия возникает в результате поражения речевого аппарата, причём “очаг поражения” локализован в определённом отделе центральной нервной системы.

1. У детей причиной этого нарушения речи может стать:

  • органическое поражение подкорковых структур (ранняя стадия церебрального паралича).
  • перенесённое в раннем детстве воспалительное заболевание головного мозга (менингит и энцефалит);
  • травма или кислородное голодание головного мозга в процессе родов;
  • токсикоз беременных.

2. Причины, характерные для взрослых:

Классификация логопедов

По степени выраженности поражения головного мозга и нервов, ответственных за речевой аппарат различают:

  • анартрия – полная утрата способности произносить членораздельные звуки;
  • выраженная дизартрия – устная речь возможна, но она нечленораздельная, малопонятная. Грубые нарушения звукопроизношения, дыхания, голоса и интонационной выразительности.
  • “стёртая” – все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме.

Стёртую дизартрию часто путают с дислалией. Разница в том, что при первом варианте можно наблюдать очаговую неврологическую микросимптоматику.

Классификация неврологов

По месту поражения двигательного аппарата речи в мозге выделяют

https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw

Согласно этой классификации существует 5 форм дизартрии:

  • бульбарная – проявляется при заболеваниях продолговатого мозга. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушено глотание любой пищи, жевание тоже затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно.
  • псевдобульбарная – наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма близка к бульбарной форме дизартрии, но возможности коррекции и положительного прогноза при терапии псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
  • экстрапирамидная (подкорковая) — диагностируется при поражении подкорковых узлов. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, её темп.
  • мозжечковая возникает вследствие поражения мозжечка; Эта форма характеризуется скандированной, растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью.
  • корковая проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов.

Симптомы

Основные симптомы дизартрии: дефекты голоса и звукопроизношения в сочетании с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания.

К речевой симптоматике относят нарушения:

  • звукопроизношения;
  • интонации;
  • фонематических функций;
  • чтения и письма;
  • лексико-грамматического построения предложений;

К неречевым симптомам дизартрии относят нарушения:

  • нарушения двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • психического развития;
  • познавательной деятельности;
  • артикуляции, мышечного тонуса и дыхания.
  • своеобразное формирование личности;

Диагностика

В постановке диагноза участвуют несколько специалистов:

  • логопед исследует особенности нарушения звукопроизношения, даёт характеристику другим сторонам речи, после чего отражает состояние пациента в специальной речевой карте.
  • практический психолог исследует общее интеллектуальное развитие, исключает психосоматику и влияние психотравм.
  • после этого врач-психоневролог, опираясь на мнение логопеда и практического психолога, ставит диагноз.

Коррекция, методы лечения

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие. Логопедическая коррекция обязательно производится в сочетании с ЛФК и медикаментозным лечением.

Комплексная методика лечения дизартрии состоит из:

  • лекарственных препаратов;
  • лечебной физкультуры, физиотерапии, иглотерапии;
  • закаливающего и поддерживающего лечения;
  • логопедической работы по развитию и исправлению речи;
  • лечения сопутствующих заболеваний.

Работа логопеда направлена на разработку органов артикуляции. Такое воздействие включает в себя:

  • работу над выразительностью речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • массаж языка.

Логопедический массаж языка при дизартрии

Значительную роль в лечении (в особенности это касается стёртой формы дизартрии) занимает массаж языка. Логопедический массаж языка оказывает благотворное воздействие на весь организм, а также вызывает позитивные изменения в системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе (в мышечной системе и нервной системе).

Основное воздействие логопедического массажа направлено на:

  1. нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  2. активизацию групп тех мышц периферического речевого аппарата, которые имеют недостаточную сократительную способность;
  3. стимуляцию проприоцептивных ощущений;
  4. подготовку условий к формированию произвольных и скоординированных движений языка и других органов артикуляции;
  5. уменьшение слюноотделения;
  6. укрепление глоточного рефлекса;
  7. афферентацию (передачу возбуждения от периферических нейронов к центральным нейронам) в речевые зоны коры головного мозга. Это стимулирует речевое развитие при задержке формирования речи.

Проведение массажа языка противопоказано при:

  1. инфекционных заболеваниях (например, при гриппе и ОРВИ);
  2. заболеваниях кожи;
  3. герпесе на губах;
  4. стоматите;
  5. конъюнктивите;
  6. людям с эписиндромом (судорогами) логопедический массаж языка следует назначать с большой осторожностью.

Профилактика и прогноз

Прогноз в терапии дизартрии чаще всего неопределённый. Чем раньше начата систематическая работа пациента с логопедом, тем более вероятен положительный результат. Наиболее благоприятный прогноз в лечении заболевания возможен в случае лечения основного заболевания, усилий самого пациента-дизартрика и поддержки таких усилий его окружением.

В случае стёртой дизартрии при подобном подходе к терапии можно рассчитывать на фактически полную нормализацию речи. Овладев необходимыми навыками правильной речи, человек в дальнейшем может успешно обучаться и работать, периодически получая необходимую ему логопедическую помощь в поликлиниках.

При тяжелой форме возможно только улучшить состояние речевой функции. Особое значение для социализации людей с дизартрией имеет совместная работа логопеда, психоневролога, практического психолога, невролога, массажиста и специалиста по ЛФК.

Профилактика дизартрии у детей с перинатальными поражениями головного мозга должна осуществляться с первого месяца жизни. Дальнейшая профилактика и у детей, и у взрослых, заключается в предупреждении травм головного мозга, нейроинфекций и токсических воздействий на нервную систему.

Видео по теме

В видео демонстрируется комплекс артикуляционной гимнастики, которую можно делать самостоятельно:

Источник: http://www.neuroplus.ru/bolezni/narusheniya-rechi/dizartriya.html

Дизартрия

Дизартрия – связанное с недостаточной иннервацией речевого аппарата, вызванного поражением подкорковых и заднелобных отделов мозга, нарушение произношения. Для болезни характерна ограниченная подвижность органов речи (языка, мягкого неба, губ), что затрудняет артикуляцию.

Дизартрия у взрослых распадом речевой системы не сопровождается, однако у детей болезнь в большинстве случаев приводит к нарушениям произнесения слов, письма и чтения, а в некоторых случаях – к общему недоразвитию речи. Для лечения дизартрии обычно применяют комплексный подход, включающий логопедическую работу, медицинское воздействие и психолого-педагогическую помощь.

Формы дизартрии

В зависимости от места поражения выделяют различные формы дизартрии:

  • Бульбарная, которая обусловлена в значительной мере параличом или периферическим парезом мышц, участвующих в артикуляции. Кроме того, обычно наблюдается расстройство глотания, что является одним из признаков синдрома;
  • Корковая, возникающая из-за поражения отделов коры головного мозга, которые связаны с функцией мышц, необходимых для артикуляции. Эта форма дизартрии характеризуется расстройством произнесения отдельных слогов при одновременном сохранении правильной структуры слова;
  • Мозжечковая, которую вызывает поражение мозжечка или проводящих его путей. Этой форме расстройства свойственна растянутая, скандированная речь с нарушением модуляции и часто меняющейся громкостью;
  • Экстрапирамидная, возникающая из-за поражения нервных связей в подкорковых узлах. В этом случае наблюдается смазанная, с носовым оттенком невнятная речь;
  • Паркинсоническая, которая относится к виду экстрапирамидной дизартрии, возникающей на фоне паркинсонизма. Как правило, в этом случае речь замедлена и невыразительна, с нарушенными модуляциями голоса. При этой форме дизартрии требуется лечения основной болезни;
  • Псевдобульбарная, вызываемая центральным параличом мышц, приводящим к нарушению блуждающего, языкоглоточного и подъязычных нервов. Обычно эта форма нарушений характеризуется монотонностью речи, что является одним из признаков псевдобульбарного синдрома;
  • Холодовая, развивающаяся на фоне миастении и миастенического синдрома. Эту форму отличает затруднения артикуляции при снижении температуры воздуха в помещении. Довольно часто эта форма дизартрии является единственным признаком миопатии. Требуется лечения основной болезни;
  • Экстрапирамидная, которую вызывает поражение стриопаллидарной системы.

Стертая дизартрия, наряду с дислалией, ринофонией и фонетико-фонематическим недоразвитием, относится к одной из самых распространенных форм речевой патологии. Она проявляется в расстройствах просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы как следствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия может возникать у детей, перенесших родовую травму или легкую асфиксию, без видимых двигательных расстройств.

Легкая форма стертой дизартрии может сочетаться с прочими признаками минимальной мозговой дисфункции.

При этом из-за того, что мозг ребенка в раннем детстве обладает высокой пластичностью и компенсаторными резервами, большая часть симптоматики за исключением нарушения звукопроизношения к 4-5 годам проходит.

Стертая форма дизартрии речи чаще всего диагностируется у детей старше пяти лет. Расстройство характеризует плохая дикция, невыразительная невнятная речь и искажение звуков. Также при стертой дизартрии часто наблюдается замена звуков в сложных словах.

При лечении наиболее распространенной формы болезни – стертой дизартрии, учитывают локализацию паретических явлений органов артикуляционного аппарата. Это позволяет выделить несколько видов патологии:

  • Нарушения звукопроизношения, которые связаны с избирательной неполноценностью отдельных моторных функций речедвигательного аппарата;
  • Нарушения звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов;
  • Вялость и слабость артикуляционной мускулатуры;
  • Дефекты звуковой стороны речи при различных формах моторной недостаточности.

Диагноз обычно ставит врач на основании заключения логопеда, исследовавшего характеристики и особенности нарушения звукопроизношения, а также (одновременно с практическим психологом) общий интеллектуальный уровень развития ребенка.

Целью лечения дизартрии является четкая, понятная окружающим речь. В зависимости от формы патологии может потребоваться лечение основной болезни либо комплексная терапия нарушений. Как правило, для этого требуется не только логопедическая коррекция, но и лечебно-педагогическое воздействие и медикаментозная терапия.

Из-за близости зон иннервации мышц пальцев рук с корковыми зонами иннервации артикуляционного аппарата многими врачами подчеркивается важность при терапии дизартрии речи развития мелкой моторики рук.

Логопедическая работа состоит из нескольких этапов. Во время подготовительной работы внимание направлено на формирование артикуляционных укладов и включает нормализацию:

  • Моторики артикуляционного аппарата;
  • Мышечного тонуса;
  • Мелкой моторики рук;
  • Голоса;
  • Речевого выдоха;
  • Просодики.

После этого работа логопеда при лечении дизартрии направлена на выработку новых навыков и умений:

  • Определение правильной последовательности работы над звуками;
  • Дифференциацию артикуляции изолированных звуков;
  • Выработку основных артикуляционных укладов;
  • Постановку звука;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Дифференциацию на слух;
  • Автоматизацию.

Прогноз терапии дизартрии речи неопределенный, поскольку болезнь имеет различные причины, которые в полной мере излечить удается не всегда.

Источник: https://zdorovi.net/bolezni/dizartrija.html

Ссылка на основную публикацию