Девиация – причины, теории, виды, формы, типы

Виды, типы девиации человека

Девиация - причины, теории, виды, формы, типы

Система социальных норм общества создает представление  о должном поведении людей. Однако повседневное  поведение людей в обществе, реальные отношения  между индивидами всегда сложнее и богаче, чем выработанный  стереотип. Общество представляет собой динамичную  саморазвивающуюся систему, а вместе с обществом  подвержены изменению и его устои — социальные  нормы.

Одной из форм, в которой фиксируются происходящие  в обществе изменения, выступает девиантное  поведение.

Однако природа девиации не проста: так,  например, каким бы существенным изменениям не подвергалось  общество, есть «вечные» нормы, попрание которых ни при каких условиях не станет нормой, не превратив  при этом общество в стадо животных (убийство,  любые формы насилия, воровство и пр.).

Девиация представляет собой отклонение от социальной  нормы, обусловленное комплексом био-психо-социальных  причин. Девиация социальна — только наличие  общества с системой социальных норм может породить  феномен отклонения.

Девиация естественна, как естественна  система социальных норм, причем девиация также  не всегда и вовсе не обязательно носит отрицательный  характер и, конечно, не следует отождествлять  девиацию с преступлением. Без девиации остановился  бы социальный прогресс.

Девиации присущ историзм,  так как одно и то же поведение по-разному оценивается  в различные исторические эпохи. Основная социальная  мотивация отклонения видится в том, что возникает  ситуация, .

когда социальные потребности и социальные  интересы группы или индивида, обусловленные характером  и степенью социальной самоидентификации, не  соответствуют социальному статусу, из чего возникает  потребность в социальной мобильности, но средства социальной  мобильности вступают в противоречие с социально  одобряемыми идеалами общества.

Причин девиации различные теории объясняют по-разному.

Процесс формирования девиантного поведения  непосредственно связан с процессом социализации личности,  хотя подчас бывает сложно обнаружить факторы  социализации, которые впоследствии направляют этот  процесс в другое русло. Зачастую эти факторы могут  казаться малозначимыми и даже игнорироваться при  анализе.

Так, на биологические и физиологические факторы  обращают внимание в своих теориях Ч. Ломброзо,  Э. Кретшмер и В. Шелдон. В соответствии с их взглядами,  определенные физические черты личности предопределяют  отклонение личности от нормы.

Так, Шелдон  выделяет три основных типа человеческих черт,  непосредственно влияющих на склонность личности к  девиации. К таким типам Шелдон относит эндоморфный  тип (полнота, округлость и мягкость форм строения  человека), мезоморфный тип (атлетическое телосложение,  развитая мускулатура), эктоморфный тип («сухое» телосложение, худоба).

Каждому из вышеназванных  типов Шелдон отнес в соответствие определенный  вид поведения и, соответственно, склонность к девиации.

На факторах, связанных с внутренним психическим  миром человека, строится объяснение причин девиации  психоаналитической теорией 3. Фрейда. В ней конфликты,  свойственные внутренней природе личности, выступают  источником девиации.

«Я » и «сверх-Я», по мнению  Фрейда, постоянно сдерживают силы биологической  сущности человека — бессознательного. Однако в жизни  человека случаются моменты, когда внутриличностные  конфликты между «Я» и бессознательным или между  «сверх-Я» и бессознательным прорывают психическую  оболочку личности.

Тогда наружу прорывается биологическое  внутреннее содержание личности, не знающее  культуры содержание.

Как представляется, последний аспект психоаналитической  теории непосредственно приближает нас к собственно  социологическому истолкованию природы и причин  отклоняющегося поведения.

Здесь действительно  обращается внимание на то, что девиация связана скорее  не с физиологическими или психическими свойствами  человека, а с той конкретной культурно-исторической  средой, в которой он существует.

Наиболее подробно  разработаны различные аспекты социологического объяснения  причин девиации в теориях Э. Дюркгейма и  Р. К. Мертона. Они обращают особое внимание на процесс  «удачной» или «неудачной» социализации личности.

Успешность или адекватность процесса социализации,  с этой точки зрения, обусловлена тем, что личность  не только способна пассивно адаптироваться к системе  социокультурных норм общества, но также проявляет в  этом процессе творческую деятельную активность. Запреты  культуры не воспринимаются личностью болезненно,  творческая линия поведения выстраивается не в плане  поиска обходных лазеек преодоления запретов, но в плане  конструктивной деятельности, на них опирающейся.

Запрет выступает формой социальной идентификации личности — чем больше запретов, принимаемых личностью,  тем более личность вовлечена в социокультурную реальность. В этом смысле культурное поведение индивида  есть ожидаемое, предсказуемое поведение.

В этом ключе рассматривается, например, проблема  первейшего института социализации личности — семьи.

Большое количество в обществе «неблагополучных», неполных  семей, повсеместный разрыв семейно-родственных  связей, отсутствие живого контакта представителей разных  поколений, который подменяется, но не восполняется  в плане воспитания и социализации современными средствами  коммуникации, резко снижает воспитательную  функцию современной семьи. Институты образования,  ориентированные на использование новых информационных  технологий, то есть средств передачи информации  без личного участия Учителя, неспособны воспитать полноценную  личность. Отсюда крайнюю остроту принимает  вечная проблема отцов и детей — формируется поколение,  которое, принципиально не способно и не настроено  понимать своих предков. В действительности, ряд ключевых  понятий в системе социальных норм предшествующих  поколений попросту не имеет никакого смысла для  поколения нового. К таким ценностям можно отнести  ценности семьи (норма для представителей младшего и  старшего поколений жить раздельно), ценность Отечества,

родины, защиты границ (новые информационные технологии  разрушают всякие пространственные границы между  государствами, зачем тогда ценою жизни защищать  границы физические? Отечеством представляется та сфера  деятельности или даже конкретная фирма, которая  наилучшим образом способна оценить способности личности,  а значит, в свою очередь, и защитить ее интересы),  существенной трансформации подверглись понятия долга,  порядочности, справедливости.

Однако проблема состоит не столько в том, что происходит  естественная трансформация социальных норм во  времени и пространстве, сколько в том, что их новая совокупность  никак не способна образовать системы. Они  хаотичны и зачастую взаимно исключают одна другую.

 Дюркгейм называл такое состояние общественного сознания аномией. Аномия — это такое состояние, при котором  личность не имеет твердо сложившегося социального  статуса, в связи с чем отсутствует и стабильность, то есть предсказуемость в выборе линии поведения.

Именно аномия,  по Дюркгейму, выступает основой девиантного поведения.

С ним вполне согласуется теория Т. Парсонса,  который, в свою очередь, понимал состояние аномии в  обществе, как результат реализации свободы выбора без  наличия устойчивого восприятия действительности, взаимосвязей  с основными социальными институтами, такими  как семья, государство. Он также видел причину  девиации в росте аномии общества.

Роберт Мертон предлагает для объяснения отклоняющегося  поведения теорию аналогии, в которой акцент  сделан на иной причине — разрыве между целями общества  и социально одобряемыми средствами их достижения.

Причину зарождения аномии в обществе Мертон  видит в том, что появляется значительное число индивидов,  которые не могут следовать тем социальным нормам,  которые они одобряют.

Так, Мертон пришел к выводу,  что в реальном американском обществе реализовать  цель любого американца — стать богатым посредством  социально одобряемых путей (традиционных методов —  получения хорошего образования, профессиональной  подготовки и рабо.

чего места с высоким денежным содержанием) — для большинства населения невозможно.

А поскольку законные способы достижения этой цели  остаются недоступными, отдельные личности прибегают  к незаконным способам, то есть к девиантным формам  поведения.

Мертоном была разработана типология поведения  личностей в их отношении к целям и средствам:

1) конформист — принимает как культурные цели,  так и институциональные средства, одобряемые  в обществе, лояльный член общества;

2) новатор — достигает социально одобряемые цели  неинституциональными средствами;

3) ритуалист — принимает институциональные  средства, абсолютизируя их, но цели, к которым  он стремится при помощи этих средств, игнорирует;

4) изолированный тип — не принимает ни традиционных  культурных целей, ни институциональных средств их достижения;

5) мятежник — отступает от существующих и одобряемых целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей, а также средств их достижения.

В типологии социальных отклонений выделяются и  такие типы девиантного поведения, как культурные и  психические отклонения, индивидуальные и групповые  отклонения, первичные и вторичные отклонения, культурно  одобряемые отклонения, культурно осуждаемые  отклонения.

Структурный анализ девиации предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных компонентов: человека, как  субъекта девиантного поведения; нормы, как критерия  оценки девиантности либо конформности поведения; и  внешнего Объекта (человека, группы, организации), реагирующего  на поведение. Эти факторы, рассмотренные с  учетом конкретной социально-исторической и пространственно-временной ситуации, определяют специфику  отдельных видов отклонений.

Так, по степени общности норм, от которых производится  отклонение, можно выделить отклонение от групповых  норм и от общеобязательных. Девиация может  носить отрицательный характер (отклонения, ведущие  к деструкции социальной системы, деструкции коллектива  или самого индивида).

К резко отрицательным формам  девиации можно отнести преступления, наркоманию,  алкоголизм, проституцию и пр. Также можно  говорить о положительной девиации.

Она возникает тогда,  когда старая система социальных норм или конкретная  социальная норма, будучи институциализированной  (особенно правовая), в то же самое время не соответствует   действительному положению дел в обществе, тормозит  развитие социальных отношений.

Другой вариант  положительной девиации наблюдается у так называемых  «гениальных» представителей общества (см. спорную, но  интересную работу Ч. Ломброзо «Гениальность и умопомешательство »).

Действительно, будучи сверходаренным  в одной узкой сфере, гений может достаточно слабо ориентироваться  в системе социальных норм общества, в  котором он живет. О таких людях говорят: «Он не от  мира сего». За достижения общество «закрывает глаза» на многие поступки гениев, но, в то же самое время,  общественное сознание не делает для себя стереотипом  поведения поведение гения.

Основной же встречающийся тип девиации, так называемая  нейтральная девиация представляет собой незначительное  отступление от норм, не имеющее пагубных  последствий, как для общества в целом, так и для  индивида. По существу своему нейтральная девиация  «нормальна». Ненормальным, то есть девиантным, как  раз скорее следовало бы назвать абсолютно конформное  поведение.

Скажем еще несколько слов по поводу отрицательной  девиации, о самой ее опасной для общества форме —  отклонении от норм права, то есть преступлении. Здесь  представляется важным обратиться к вопросу формирования  преступного поведения и преступного сознания.

Преступное сознание формируется, по-видимому, так же,  как и нормальное, в процессе правовой социализации  личности, в частности, через посредство институтов правового  образования и правовой культуры. Как представляется,  сейчас именно в сфере правового образования  наблюдается состояние социальной аномии.

Причина  здесь видится в следующем: слишком часто мотивационная  установка получения правового образования далека  от идеалов правовой культуры. Знание законов превращается  с молчаливого одобрения общества в панацею  от всевозможных «бед» — неудач в бизнесе, политике и  других сферах жизнедеятельности общества.

Правовое  образование трансформируется в знание того, каким образом  закон может быть безнаказанно обойден.

И беда  здесь, конечно, не в самой идее правового образования и  правовой социализации, а в том, что в обществе, переживающем  состояние правовой аномии, отсутствуют четкие  социально одобряемые представления о таких формообразующих  принципах системы права в целом, как  справедливость, гражданственность, порядочность, правоверность,  свобода.

Когда гражданственность понимается как способ осуществления  своего личного правового суверенитета, а не  как единственная форма участия в осуществлении справедливости,  в конечном счете, можно воспитать законопослушных граждан и грамотных юристов, но остова правоверности  (такой формы гражданского сознания, в котором  отсутствует или сведена до минимума раздвоенность  между «знанием законов» и «уверенностью в справедливости  их применения») не привить. Отсюда, в основе личности  как существа социального будет внутреннее противоречие,  которое рано или поздно выплеснется энергией  зла, той или иной формой девиантного поведения.

Человек рожден свободным, а вовсе не становится  свободным в процессе социализации через воспитание и  образование. Суть образования вообще и правового образования  в частности сводится к обнаружению изначальной  свободы каждой личностью. Человек свободный —  это человек порядочный — это человек справедливый —  это человек культурный.



Читайте также:  Как пережить расставание с любимым человеком - советы психолога

Источник: http://biofile.ru/bio/8546.html

Социальная девиация

Социальная девиация – социальное поведение человека или группы людей, которое по какой-либо причине значительно отличается от социально принятого поведения в рассматриваемом обществе.

В наше время существует как отрицательная, так и положительная девиация. Как ни странно отрицательное девиантное поведение принимается общество как оскорбление и к нему применяются формальные, а иногда и не формальные санкции.

Такие, к примеру, как: лечение, изоляция, а то и вовсе наказание нарушителя.

Виды девиации

  1. Психические и культурные отклонения. Как известно социологов в большей степени интересуют культурные отклонения, а вот психологов – психические. Кстати говоря, вторые все же опаснее.

    Зачастую культурные отклонения связывают с психическими, обуславливая это тем, что люди, страдающие алкогольной зависимостью или наркоманией, имеют личностную дезорганизацию, то есть психические отклонения. Хотя девиации личности, страдающей психическими расстройствами обычно не заметна.

    Такие люди зачастую выполняют все правила и нормы, заложенные в обществе.

  2. Групповая и индивидуальная девиация поведения. Индивидуальная – отрицание норм своей субкультуры единственным представителем, а групповая – групповое отклонение от общепринятых норм. К последним зачастую относят подростков из неблагополучных семей.

  3. Первичная и вторичная девиации личности. Под первичной психологической девиацией понимается шалость, которую индивид совершил единожды. А под вторичной – систематическое отклонение от общепринятых норм.

Девиация в психологии включает в себя и такие понятия как: культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.

Первые характеризуются сверх способностями индивида, которые приносят пользу обществу, а вторые проявляются в форме экстраординарных достижений и активности, как правило, приводящих к нарушению нравственных норм и осуждению со стороны общества.

Причины девиации

В изучении причин девиантного поведения существует три вида теории девиации:

  1. Теория физических типов – определенные физические черты личности предопределяют различные отклонения от норм, совершаемые ею.
  2. Психоаналитическая теория – основа отклоняющегося поведения есть конфликт, происходящий в сознании человека.
  3. Социологическая теория – изменение внутренней структуры личности, произошедшее из-за неудачной социализации в группе.

Пожалуй, необходимость в регулировании поведения людей в рамках определенных норм всегда останется актуальной. Однако не стоит забывать о том, что каждая личность индивидуальна и, не узнав точной причины столь необычного поведения человека, не спешите осуждать его.

Источник: https://womanadvice.ru/socialnaya-deviaciya

Девиантное поведение

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды.

Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим.

Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом.

Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации.

Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон.

Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Причины девиантного поведения

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью.

Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера.

Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда

На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим.

Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой.

Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять.

Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным.

Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Употребление алкоголя и наркотиков

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание.

Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других.

Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь.

Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее  неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз.

Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.

У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях.

Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал.

Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.

Постоянная критика

Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость.

Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности.

Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы.

Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.

Классификация девиантного поведения

Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу.

Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные  формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.

Аддиктивное поведение

Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного.

Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки.

Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться.  Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые.

  На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.

Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил.

Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции.

Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.

Делинквентное поведение

Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали.

Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник.

Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.

Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие.

Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.

Антиморальное поведение

Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия.

Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией.

Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.

Самоубийство

Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости.

Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы.

Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии.

Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.

Признаки девиантного поведения

Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков.

Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость.

Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.

Агрессивность

Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе.

Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко.

Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом.

С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.

Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.

Неуправляемость

Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи.

Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно.

А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности.

Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию.

В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.

Резкая смена настроения

У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход.

Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования.

Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.

Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование.

Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне.

Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.

Скрытность

Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате  у  девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации.

Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения.

Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования.

Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/deviantnoe-povedenie.html

Виды девиантного поведения

Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному, это зависит от их личностных характеристик. Человек социален по своей сути — он функционирует в социуме и руководствуется социальными мотивами.

Поэтому важно понимать, что любое девиантное поведение, к примеру, девиантное поведение подростков, в каждом индивидуальном случае вызывается разными стимулами (семейное воспитание, отклонения в психике, педагогическая запущенность).

Анормальное поведение

Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности.

Проще всего соответствие поведенческих реакций человека общим стандартам отражает такая характеристика как «ненормальное и нормальное поведение».

«Нормальным» считается такое поведение, которое полностью соответствует ожиданиям социума, без явных признаков болезни психики.

«Ненормальным» (анормальным) называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, либо имеет явные признаки психического заболевания. У ненормальных поведенческих реакций есть много форм: поведение может быть патологическим, делинквентным, нестандартным, ретристским, креативным, маргинальным, девиантным, отклоняющимся.

Методы определения нормы называются критериями. Негативные критерии рассматривают норму как полное отсутствие симптомов патологии, а позитивные — как наличие «здоровых» признаков. Поэтому девиантное поведение как отдельное понятие имеет свои особенности.

Социальная психология полагает, что асоциальное поведение — способ вести себя, не обращая внимания на нормы социума. Такая формулировка связывает девиации с процессом адаптации к обществу. Так, девиантное поведение подростков обычно сводится к одной из форм неуспешной либо неполной адаптации.

Социология использует другое определение. Признак считается нормальным, если его распространённость составляет более 50-ти процентов. «Нормальное поведенческие реакции» — это среднестатистические реакции, характерные большинству людей. Девиантное поведение является отклонением от «серединки», проявляясь лишь у некоторого количества детей, подростков, молодёжи, или людей зрелого возраста.

Медицинская классификация не относит девиантное поведение ни к медицинскому понятию, ни к формам патологии. Его структуру составляют: реакции на ситуации, акцентуации характера, психические болезни, нарушения развития. Однако далеко не каждое расстройство психики (всевозможные психопатии, психозы, неврозы) сопровождается отклоняющимися симптомами.

Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие. Такое способ реагирования у детей имеет свои возрастные ограничения, а сам термин применяют к детям только старше 7-9 лет. Ребёнок дошкольного возраста ещё не может понимать или контролировать своё поступки, реакции.

Различные теории сходятся в одном: сущность девиантности заключается в уверенном способе действий, отклоняющемся от стандартов социума, причиняющим ущерб, отмеченном социальной дезадаптацией, а также приносящим какую-либо выгоду.

Типология

Типология отклоняющегося поведения построена так, что наряду с девиантным поведением можно спокойно использовать другие термины: делинквентное, асоциальное, антисоциальное, дезадаптивное, аддиктивное, неадекватное, деструктивное, нестандартное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушающее, социально неадаптированное, а также поведенческая патология.

Типы девиаций делятся на 2 крупные категории:

  1. Отклонение поведенческих реакций от психических стандартов и норм: явные либо скрытые психопатологии (среди которых астеники, эпилептоиды, шизоиды, акцентуанты).
  2. Действия, нарушающие социальные, правовые, культурные стандарты: они выражаются в виде проступков либо преступлений. В таких случаях говорят о делинквентном или криминальном (преступном) способе действий.

Помимо этих двух типов, существуют другие виды девиантного поведения:

  • Асоциальное. Игнорирование общечеловеческих ценностей, полное социальное равнодушие, плохое понимание реальности, плохой самоконтроль, субъективность мнения. В явной форме асоциальный способ действий совпадает с лёгкими видами антисоциальных поступков, часто его называют делинквентным;Антисоциальное (преступное). Противоречит социальной идеологии, политике, а также общечеловеческим истинам.
  • Делинквентное: отклоняющееся поведение, в крайних случаях являющееся уголовно наказуемым действием;
  • Саморазрушительное (автодеструктивное). Направлено на физическое либо психическое саморазрушение, в т.ч. суицид;
  • Аддиктивное. Уход от реальности путём изменения психического состояния через приём различных психоактивных веществ;
  • Девиантное поведение подростков или же детей. Формы, а также степень выраженности девиаций варьируют от безвредных проявлений у детей дошкольного возраста до полного разрушения личности подростка;
  • Психопатологическое. Проявление определённых психических расстройств, болезней;
  • Патохарактерологическое. Патологические изменения в характере, которые сформировались в процессе неправильного воспитания;
  • Диссоциальное. Отличающееся от всех медицинских либо психологических стандартов поведение, которое угрожает целостности личности;
  • Отклоняющиеся виды поведения, возникающие из-за гиперспособностей: игнорирование истинной реальности.

Классификация

Одной классификации девиантного поведения на данный момент нет. К ведущим типологиям поведенческих девиаций относится правовая, медицинская, социологическая, педагогическая, психологическая классификация.

Социологическая  считает любые девиации отдельными явлениями.

По отношению к социуму такие отклонения бывают: индивидуальные либо массовые, позитивные и негативные, отклонения у лиц, официальных групп и структур, а также различных условных групп.

Социологическая классификация выделяет такие типы отклонений, как хулиганство, алкоголизм, наркотизация, суицид, аморальное поведение, преступность, бродяжничество, растление несовершеннолетних, проституция.

Правовая: всё, что противоречит действующим правовым нормам или запрещается под страхом наказания. Главный критерий — уровень общественной опасности. Девиации делятся на деликты, преступления, а также дисциплинарные проступки.

Педагогическая. Понятие «поведенческие отклонения» в педагогике часто приравнивается к такому понятию как «дезадаптация», а такого ребёнка называют «трудным учеником». Отклоняющееся поведение у школьников имеет характер социальной или школьной дезадаптации.

Девиации школьной дезадаптации: гиперактивность, нарушения дисциплины, курение, агрессия, кражи,  хулиганство, враньё.

Признаки социальной дезадаптации этого возраста: злоупотребление различными психоактивными веществами, другие аддикции (например, компьютерная зависимость), проституция, разные сексопатологические девиации, неизлечимое бродяжничество, различные преступления.

Клиническая основывается на возрастном и патологическом критериях, которые уже достигают уровня заболевания. Критерии взрослых: расстройства психики от употребления разных психоактивных веществ, синдромы психических нарушений, связанные с факторами физиологии, расстройства влечений, привычек, сексуальных предпочтений.

При сравнении всех этих классификаций напрашивается мнение, что они все превосходно дополняют друг друга. Один вид поведенческих реакций может иметь разнообразные формы: плохая привычка — отклоняющееся поведение — расстройство либо болезнь.

Признаки отклонения

Главными признаками разнообразных поведенческих отклонений являются: постоянное нарушение социальных норм, отрицательная оценка со стигматизацией.

Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К  таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут меняться со временем. Как пример можно упомянуть постоянно меняющееся в обществе отношение к гомосексуалистам.

Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности.

Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную  стигматизацию.

Такие известные социальные ярлыки, как «алкаш», «бандит», «проститутка» уже давно стали в социуме ругательными. Многим хорошо известны проблемы ресоциализации уголовников, только вышедших на волю.

Однако для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения:

  • Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует — в зависимости от его формы — деструктивно или аутодеструктивно;
  • Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным;
  • Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики мы говорим не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм);
  • Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот;
  • Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Негативные и позитивные отклонения

Социальные девиации бывают позитивными или негативными.

Позитивные помогают социальному прогрессу и развитию личности. Примеры: социальная активность по усовершенствованию социума, одарённость.

Негативные нарушают развитие либо существование социума. Примеры: девиантное поведение подростков, суицид, бродяжничество.

Девиантное поведение может выражаться в широком диапазоне социальных явлений, а критерий его позитивности или негативности имеет субъективный характер. Одна и та же девиация может оцениваться позитивно или негативно.

Причины возникновения

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности.

Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности,потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации, несоответствие коррекции действий индивидуальным потребностям.

Девиантность и делинквентность

Понятие девиантность приобретает всё новые нюансы, в зависимости от того, рассматривается это явление педагогикой, психиатрией или медицинской психологией.

Патологические варианты девиантных действий включают в себя разные формы девиантности: суициды, преступления, разные формы наркотизации, всевозможные сексуальные девиации, в т.ч.

проституция, неадекватное поведение при расстройствах психики.

Иногда асоциальное действие определяется как «нарушение принятых социальных норм», «достижение целей всяческими незаконными средствами»,  «любое отклонение от стандартов, принятых в социуме».

Нередко в понятие «девиантное поведение» закладывается проявление любых нарушений социальной регуляции поведения, а также дефектность саморегуляции психики.

Поэтому люди часто приравнивают девиантное к делинквентному поведению.

Девиантное (анормальное) — целая система поступков, или же отдельные поступки, которые никак не соответствуют моральным либо правовым нормам социума.

Делинквентное (от англ. «вина») — психологическая склонность к правонарушениям. Это криминальное поведение.

Как сильно ни отличаются виды девиантного поведения, они всегда взаимосвязаны. Совершению многих преступлений часто предшествуют какие-то аморальные действия.

Вовлечённость человека в какой-либо тип девиаций повышает общую вероятность делинквентных действий. Отличие делинквентного поведения от девиантного в том, что оно меньше связано с нарушением психических норм.

Само собой, делинквенты намного опаснее для социума, чем девианты.

Профилактика и терапия

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.

Различают несколько видов профилактики девиантности:

Первичная —  устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий:

  1. Работа в больницах и поликлиниках;
  2. Профилактика в вузах и школах;
  3. Работа с неблагополучными семьями;
  4. Организация общественных групп молодёжи;
  5. Профилактика всевозможными СМИ;
  6. Работа с беспризорными детьми на улице;
  7. Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.

Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения (например, клептомания, игровая зависимость, алкоголизм) осуществляется амбулаторно и стационарно врачами-психиатрами, а также психотерапевтами. В школах, а также других учебных заведениях посильную помощь могут оказывать психологи.

Девиантное поведение хорошо известно не только психиатрам, но и правоведам, педагогам, психологам.

Оно включает самые разнообразные формы: противоправное (делинквентное) поведение; злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем, сексуальные девиации, склонность к суициду, регулярные побеги, а также бродяжничество.

Чаще всего такое поведение является не столько болезнью, сколько внешним проявлением индивидуальных характеристик, особенностей и девиантной направленности личности.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/deviantnoe-povedenie.html

Сущность девиаций и их причины (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и типы девиации

§1. Социальные нормы и ценности

§2. Понятие и типы девиации

Глава 2. Основные причины возникновения девиации

§1. Теории девиантного поведения

§2. Позитивная и негативная девиация

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях социальной неопределенности, социальных рисков в российском обществе усугубились такие негативные моменты, как отсутствие стабильности и кризис во всех сферах экономической, социальной, психологической жизни.

В соединении данные изменения в политико-экономической жизни и повышенная пошковая активность членов общества, направленная на осмысление жизни в её индивидуалистичном проявлении, возродили интерес к эволюции человека не только как биологического вида, но и к процессу его становления как личности.

Эта ситуация проявляется также в повышении поисковой активности отдельных членов общества, направленной на осмысление экзистенциальных вопросов бытия.

Личность в своём становлении проходит два параллельных процесса : социализацию и индивидуацию, которые в моментах, важных для становления личности, входят в противоречие, ставя личность перед необходимостью экзистенциального выбора: пойти по пути удовлетворения биологической потребности в безопасности, выбрав соответствие социальным нормам, или выйти за данные рамки, следуя стремлению к самоактуализации, реализации своего творческого потенциала. В процессе разрешения данного конфликта формируется социальная самость личности, обретение которой проявляется в достижении органического, целостного соединения биологически, физиологически индивидуального с социальной системой, поднятого на уровень духовного.

Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоцианального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психологических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры.

Кроме того знание основных причин формирования отклоняющегося поведения, механизмов развития и способов нивелирования нужды не только психологам, педагогам, медицинским и социальным работникам, но прежде всего родителям, поскольку именно семья является основным, если не решающим фактором, провоцирующим возникновение отклонений на психологическом и поведенческом уровнях.

Глава 1. Понятие и типы девиации

§1. Социальные нормы и ценности

Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы – социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Социальные ценности – это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь.

Таковы в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и т. д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что – зло; чего следует добиваться, а чего- избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.

К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрицательно относиться к производству заводами продуктов с высшим содержанием экира, к физической пассивности людей, к неправильному питанию и увлечению алкоголем и табаком.

Разумеется, далеко не все одинаково понимают благо, пользу, свободу равенство, справедливость и т.д.

Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опекает и контролирует своих граждан)- высшая справедливость, а для других- ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различны.

Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие 2 оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.

Превалировать (от лат. Praevaleo-преобладаю, превосхожу)- преобладать, иметь перевес, преимущество.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения.- СПб., 1993

В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуются, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Всё многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы.

Неформальные социальные нормы- это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуются, люди должны придерживаться без принуждения.

Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет3 , обычаи и традиции, обряды ( скажем, крещение, посвящение в студенты, погребения), церемонии4 , ритуалы5 , хорошие привычки и манеры.

Этикет ( от франц. ѐtiguette- этикет, церемониал)- установленный порядок поведения; правила учтивости, принятые в обществе.

Церемония (от лат. Cerimonia, caerimonia-благоведение; культовый обряд)- установленный торжественный порядок совершения чего-либо.

Ритуал ( от лат. Ritualis- обрядовый)- порядок каких-либо обрядовых действий (венчания, погребения и т.д.); церемониал.

Манеры (от франц. Maniѐre- способ, образ действий)- внешние формы поведения (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она не была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Отдельно в этой группе часто выделяются нравы общества, или его нравственные, моральные7 нормы.

Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребёнка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям – старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот 8 , остракизм9 и т.п.), а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека.

Моральные(от лат. Mores-обычаи, нравы, поведение)- относящийся к морали (нравственности).

Бойкот (от англ. Boycott-от имени управляющего имением англичанина Чарлза Бойкота(1832-1897), в отношении которого впервые в 1880г. была применена ирландскими арендаторами эта мера за его жесткое обращение с ними) – прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо.

Источник: http://MirZnanii.com/a/201287/sushchnost-deviatsiy-i-ikh-prichiny

Ссылка на основную публикацию