Детские страхи – коррекция, причина, диагностика, как бороться

Детские страхи: виды, диагностика, коррекция / Mama66.ru

Страхи относятся к отрицательным эмоциям, но играют защитно-приспособительную роль. Детские страхи являются специфической и сложной проблемой, которую родителям часто приходится решать совместно с психологами.

Своеобразие детских фобий заключается в их временном характере и возрастных особенностях развития ребенка. Дети боятся того, что обычно не вызывает испуга у взрослых людей и это нормально.

Но если фобия закрепляется в сознании и не проходит по мере взросления – ситуация становится опасной.

Отчего возникают страхи, какими должны быть действия родителей? Все это нужно знать мамам и папам, так как проблема фобий касается практически каждого подрастающего малыша.

Откуда берутся детские страхи

Проблема детских страхов всегда остается актуальной, ей посвящаются многочисленные медицинские исследования и социальные опросы.

Причины детских страхов многообразны, но наиболее часто встречаются следующие:

  • грубое обращение с ребенком, насилие по отношению к нему, семейные конфликты, свидетелем и участником которых он является;
  • предупреждения взрослых об опасности, заключенной в предмете или определенных действиях, которые малыш запоминает, часто не понимая смысла угрозы;
  • пугающие рассказы других детей, обиды, насмешки с их стороны;
  • тесный эмоциональный контакт с родителями, особенно если ребенок является единственным, воспитывается в неполной семье и мало общается со сверстниками.

Также важны индивидуальные черты личности ребенка. Часто повышенную склонность к страхам имеют дети с тревожно-мнительным характером, невротическими расстройствами или заболеваниями центральной нервной системы. По статистическим данным, страхи в детском возрасте чаще наблюдаются у девочек и малышей, рожденных немолодыми родителями.

Особенности проявления

Особенности детских страхов заключаются в том, что они обычно проходят самостоятельно в течение нескольких недель. Но иногда этого не происходит, фобии закрепляются в сознании, доставляя в последующем много проблем.

Биологические и социальные страхи

Фобии могут носить биологический или социальный характер. Страхи у детей, не достигших 7 лет, чаще относятся к биологической разновидности.

Термин означает, что они естественны, основаны на инстинкте самосохранения, и потому имеют позитивный оттенок.

К наиболее распространенным детским страхам у детей дошкольного возраста относится боязнь темноты, различных животных, огня, крови, высоты.

Руководствуясь чувством страха такого вида, малыш становится осторожнее, может избежать получения травм. Также для этого возраста характерен страх одиночества, собственной смерти или смерти родителей. Иногда малыши боятся чудовищ, героев страшных сказок, резких звуков.

Страх перед людьми наблюдается редко. Если это происходит, обычно малышей пугает человек в белом халате и мысли о бандитах, злодеях.

После 7 лет детскими страхами чаще становятся социальные фобии. Они сводятся к боязни общественного взаимодействия, людей. Дети боятся опоздания, наказания, осуждения, одиночества. Таким образом, после достижения 7-летнего возраста, детские страхи начинают играть отрицательную роль, нарушая психоэмоциональное и творческое развитие личности.

Естественные и патологические страхи

Все виды детских страхов можно разделить на естественные (физиологические) и патологические.

Психологические (физиологические) страхи считаются нормальным явлением, так как основаны на недостаточной информации об окружающем мире, обусловлены видом незнакомых предметов, контактами с чужими людьми.

Они имеют объективную причину, быстро проходят, не оказывая отрицательного воздействия на психику малыша.

Детские патологические страхи имеют следующие отличительные черты:

  • причина не очевидна, часто непонятна;
  • возникают в возрасте, когда уже не должны появляться (подростки боятся чудовищ, темноты);
  • отличаются стойкостью;
  • ведут к дезадаптации ребенка в обществе.

Это может быть проявлением серьезных психических и нервных заболеваний. В детском возрасте иногда трудно отличить патологические и физиологические страхи. Поэтому, если фобия является стойкой, нужна консультация детского психолога, невролога или психиатра.

Другие виды страхов

Другая классификация основана на предмете страха, его причинах, силе, особенностях проявления. Различают следующие виды:

  1. Сверхценные — самые распространенные, характерные для невротических расстройств. Они основаны на фантазиях (страх грозы, привидений).
  2. Навязчивые фобии — проявляются в определенных ситуациях (дети боятся высоты, открытых и замкнутых пространств).
  3. Бредовые — причина их происхождения непонятна, часто наблюдаются при шизофрении и других психических заболеваниях.

Особенностью детских страхов является то, что какой-либо определенный вид, например, боязнь сказочных персонажей, связан с рядом других страхов: темноты, нападения, смерти. Один вид фобии с возрастом часто трансформируется в другой.

Детский страх темноты возникает в возрасте 3-6 лет. Причинами являются фантазии малыша, который пока не способен разделить реальность и вымысел. Еще чаще причиной становится пережитая психологическая травма.

Детские ночные страхи психологи выявляют у многих детей 7-летнего возраста. Они возникают во время сна на фоне суженного или сумеречного сознания, часто сопровождаются плачем, страшными сновидениями или галлюцинациями. Иногда ребенка трудно разбудить, с ним невозможно войти в контакт.

Продолжаются ночные страхи 5-20 минут, потом малыш засыпает, а утром не помнит о пережитом ночном ужасе. Наблюдаются при неврозах или патологии центральной нервной системы, часто являются первым проявлением эпилепсии. Подробнее о причинах, диагностике и лечении эпилепсии у детей→

Для ночных страхов, обусловленных неврозами, характерно:

  • переутомление в течение дня;
  • испуг или психологическая травма, пережитые накануне (просмотр фильма ужасов, наказание, осуждение, насмешки сверстников);
  • нерегулярность возникновения, небольшая глубина нарушения сознания — ребенка можно разбудить и успокоить.

С поступлением в среднюю школу наблюдается возрастание количества разнообразных страхов. Дети боятся опоздать, заболеть, отвечать на уроках, сдавать экзамены. В период полового созревания характерны фобии открытых пространств, закрытых помещений, страх смерти.

Подростки из сельской местности чаще всего боятся осуждения, новых знакомств и наказаний, ночные кошмары у них встречаются редко. Пониженная склонность к страхам иногда присутствует у детей с умственной отсталостью или психическими заболеваниями.

Возрастные фобии и виды

Для каждого возраста присущи фобии определенного характера.

Возраст ребенка Что вызывает страх
1 год
  • неожиданные и громкие звуки;
  • незнакомые люди;
  • раздевание и одевание;
  • смена обстановки.
2 года
  • разлука с родными;
  • засыпание в темноте;
  • боль;
  • смена обстановки.
4 года
  • страх темноты;
  • одиночество;
  • замкнутое пространство;
  • врачи, уколы;
  • страшные сказочные герои.
5 лет
  • привидения, монстры;
  • животные;
  • ночные кошмары;
  • больница.
6 лет
  • детский страх смерти;
  • агрессивное окружение, угроза нападения и наказания;
  • новые знакомства;
  • высота, глубина;
  • война;
  • кровь, боль.
7 лет
  • страх смерти;
  • война;
  • нападения, насилие, наказания;
  • гнев, неодобрение родителей;
  • насмешки сверстников;
  • необходимость посещения школы и ответов на уроках;
  • боязнь опоздания, страх что-то сделать неправильно;
  • стихийные бедствия;
  • одиночество;
  • кровь, получение травмы.
Подростковый возраст
  • стать другим;
  • наказание;
  • физическое несовершенство;
  • одиночество;
  • бессмысленность и бесперспективность жизни.

Диагностика

Для выявления детских страхов используются различные методики, выбираемые психологом в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. До 7-летнего возраста эффективна методика «Нарисуй страх». Малыша просят нарисовать то, чего он боится, затем детский психолог анализирует рисунок. Обращается внимание на преобладающий цвет, нажим, размер деталей рисунка.

Ребенка, не достигшего 7-летнего возраста, можно протестировать, рассказывая сказки, в которых малыш является главным героем. В конце сказки психолог спрашивает, что пугало кроху в ходе рассказа или рассматривания иллюстраций. Также используется метод «Страхи в домиках».

Если ребенок старше 7 лет, проводится диагностика детских страхов с помощью другой методики.

Это обследование предполагает своеобразный опрос, в ходе которого вопросы задаются спокойно, доброжелательно, иногда в игровой форме.

В результате, детскому психологу удается выявить причину фобии и наметить план коррекции. При диагностировании детских страхов применяются также различные опросники для среднего и старшего школьного возраста.

Последствия

Детские патологические страхи, с которыми своевременно не боролись родители, могут закрепиться и сохраняться даже в зрелом возрасте. Так, многие взрослые боятся высоты, некоторых животных, пугаются резких звуков и темноты.

Неискорененные первые детские страхи, по мере взросления человека, приводят к развитию неуверенности в себе, формируют пониженную самооценку, вызывают постоянную тревогу и могут привести к депрессии.

У женщин часто сохраняются страх смерти родителей, опоздания, войны, совершения ошибки во время работы или принятия решения.

Это приводит к нарушению психологического равновесия, развитию неврозов и пониженному эмоциональному фону.

Что делать родителям?

Если страх чего-либо сохраняется у ребенка любого возраста больше месяца и становится навязчивым, необходима консультация детского психолога. Специалист подскажет, как победить детский страх ночных кошмаров, темноты и т. д.

Во время визита к врачу родители должны подробно рассказать о следующих факторах:

  • течение беременности и родов;
  • динамика физического и психомоторного развития малыша;
  • этапы социализации (как прошла адаптация к детскому саду или началу школьного обучения);
  • успеваемость в школе, развитие познавательных навыков в детском саду;
  • когда появились страхи, в чем они проявляются;
  • с чем родители связывают возникновение проблемы;
  • обстановка в семье, отношение к ребенку всех членов семьи.

Иногда можно справиться с проблемой, отрегулировав режим дня и исключив переживание ребенком сильных эмоций.

На ночь не следует читать таким малышам страшные сказки, старшим детям нельзя позволять смотреть фильмы ужасов или боевики перед сном.

Нужно ограничить время просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, особенно с элементами агрессии. Подробнее о влиянии телевизора на развитие и здоровье ребенка→

Способы коррекции

Как бороться с детскими страхами? Этот вопрос был актуален всегда, ввиду распространенности проблемы среди детей всех возрастов. Главная задача в терапии фобий — вытащить их на свет, выяснить, что пугает ребенка.

Во-первых, нужно определить вид страха — патологический или физиологический. Это может сделать только специалист по детской психологии, предварительно подробно поговорив с родителями и ребенком.

Во-вторых, важно выяснить причину появления данного расстройства. Каждый вид фобии имеет свои причины и проявляется у каждого ребенка по-разному. По мере взросления один вид может трансформироваться в другой, поэтому коррекция детских страхов требует внимательного психологического обследования малыша и индивидуального подбора подходящих методик.

Сказки

Чтобы побороть детский страх в 2-4 года, можно рассказывать ребенку сказки, где он является главным действующим лицом.

В ходе повествования ему приходится сталкиваться именно с тем, что является причиной расстройства (чудище в темноте, закрытая комната, вода, огонь, отсутствие рядом родителей).

Герой преодолевает все трудности, побеждает своих противников. Такие рассказы помогают детям чувствовать себя увереннее и становиться смелее.

Игры

Преодолевая страх темноты у детей раннего возраста, родители могут практиковать игру в прятки. Малыш должен отыскать куклу сначала в освещенной комнате, затем в темноте. За игрушку, найденную в темноте, должно следовать поощрение. Испуг постепенно угасает, уступая место желанию родительской похвалы и получения лакомства.

Детский страх смерти, обычно возникающий в 5-6 лет, можно разыграть в виде кукольного спектакля, где смерть представлена слабой, смешной или ненастоящей, придуманной. Главный герой успешно прогоняет ее. Также в игровой форме можно побеждать действующих лиц из страшных снов.

Рисунки

Очень эффективно лечение детских страхов с применением рисования. Ребенок должен нарисовать свой страшный сон в смешном виде. Позитивно на психику малыша действует зарисовка того, что пугает в преображенном виде: был злым, стал добрым и безопасным. Иногда дети с удовольствием рисуют объект боязни в побежденном виде.

Музыка

Хорошо помогает снимать нервное напряжение спокойная негромкая классическая музыка. В ненавязчивой форме можно предложить ребенку послушать ее перед сном, при этом находясь рядом с ним, тихонько поглаживая его по голове и говоря ласковые слова.

Танцы

Занятия танцами дают положительный эмоциональный настрой, способствуют психологической разрядке. Малыш учится ритмике, общению, успокаивается, начинает чувствовать себя сильнее и свободнее.

Ароматерапия

Использование эфирных масел, обладающих успокаивающим воздействием, хорошо помогает снять нервное напряжение. Можно использовать масла лекарственных растений в спальне, применяя аромалампу, или добавив их в теплую ванну, которая хорошо успокоит малыша перед сном.

Это могут быть масла лаванды, мяты, шалфея. Но перед их применением нужно проконсультироваться с врачом и убедиться в отсутствии аллергии на используемый продукт.

Цветотерапия

Детская комната должна быть оформлена в спокойной цветовой гамме, игрушки ярких цветов — красного, черного, оранжевого — нужно покупать в ограниченном количестве. Выбирая одежду малышу, стоит отдавать предпочтение вещам зеленого, голубого или желтого цветов.

Другие методики

Работа с детскими страхами также включает в себя лепку из глины, пластилина, особенно если дети не любят рисовать, равнодушны к музыке и отличаются усидчивостью. Можно попросить их слепить побежденный ночной кошмар — сделать то, что испугало во сне, смешным и беззащитным.

Читайте также:  Психоз у ребенка 2, 3 лет - симптомы, лечение

В некоторых случаях помогает изготовление из картона маски сказочного персонажа, который является источником страха. Родители могут надеть ее и шутливо, ласково заговорить с ребенком, поиграть с ним.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предотвратить. Существуют несложные правила профилактики их развития:

  • обеспечить любовь и достаточное внимание малышу;
  • исключить скандалы в семье;
  • контролировать просмотр детьми телевизионных передач;
  • исключить компьютерные игры с элементами агрессии и насилия;
  • не пугать ребенка, пытаясь добиться его послушания;
  • не допускать излишнюю опеку и чрезмерную строгость при воспитании чада;
  • хвалить даже за маленькие достижения и успехи;
  • если не любит темноту, оставлять включенным ночник;
  • родители не должны рассказывать малышу о своих страхах;
  • строить общение с ребенком в доверительной форме, чтобы он делился своими проблемами.

Навязчивые страхи возникают у каждого третьего ребенка. Фобии детского возраста обычно исчезают бесследно при правильном отношении к ним, выполнении рекомендаций психолога.

Но мамам и папам нужно быть готовыми к длительной и нелегкой работе, ведь основная нагрузка по преодолению проблемы страхов малыша ляжет на их плечи. Совместные усилия специалиста и родителей обязательно дадут положительный эффект, обеспечат малышу спокойствие и уверенность в себе.

Источник: http://mama66.ru/child/499

Причины детских страхов, их особенности и методы преодоления

Ребенок растет, развивается, познает окружающий мир и реагирует на него в соответствии со своей генетической предрасположенностью, лично прожитым опытом, особенностями характера, воспитания и поведения родителей. Страх – это естественная человеческая реакция на объекты, несущие реальную или предполагаемую угрозу. Детский страх обычно отличается от взрослого своим недолгим течением.

Причины

Среди факторов, влияющих на возникновение боязней у ребенка, можно выделить пол, ведь по статистике девочки подвержены страхам больше мальчиков.

Количество детей в семье также влияет – один ребенок из-за высокой эмоциональной привязанности к родителям, испытывает больше страхов, чем обладатель братьев и сестер. Также причиной может быть детский невроз.

Любые семейные конфликты способствуют возникновению неврозов у детей, ведь ребенок склонен винить себя во всем происходящем. Можно сказать, что это сигнал к тому, что в отношениях взрослых проблемы.

Какие же еще причины могут спровоцировать страх?

  1. Гиперопека родителей. Часто родители старшего возраста проявляют излишнюю заботу и тревожность, чем провоцируют возникновение беспокойства у малыша. Слишком эмоциональное внушение ребенку информации о какой-либо опасности (иногда, существующей лишь в голове мамы), естественным образом способствует возникновению иррациональных опасений.
  2. Фантазия ребенка. С одной стороны – это прекрасно, когда у маленького человечка богатая фантазия, это говорит о его хорошем развитии, однако, с другой стороны – это неиссякаемый источник фобий.
  3. Агрессивное поведение родителей. Если ребенка пугать – он будет бояться, это ясно. Иногда взрослые не понимают, что даже если за их угрозами не стоит реальных действий, гневные слова оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка.
  4. Лично пережитый негативный опыт. Эта причина подразумевает под собой ситуацию, когда ребенок боится летающих насекомых потому, что его больно укусила пчела или боится потеряться потому, что этот стресс ему уже приходилось переживать.
  5. Контакты со сверстниками. Здесь могут разворачиваться разные сценарии. Иногда дети даже в 6-7 лет могут производить травлю сверстников в садике, обижать младших или слабых. Кроме таких негативных случаев, возникновение страхов у ребенка может быть подогрето страшилками, которые так любят рассказывать дети. Таким образом, страх переходит «с больной головы на здоровую» и чужая фантазия становится источником проблем.

Виды

Детские страхи можно разделить на биологические (природные) и социальные. Первыми, конечно, проявляются природные страхи, которые базируются на инстинкте самосохранения. К ним относятся боязнь темноты, резких звуков, чудовищ, животных.

Со временем добавляются страхи своей и родительской смерти, а также боязнь грозы, воды, огня, высоты и замкнутого пространства. После знакомства с людьми в белых халатах могут возникнуть боязнь врачей, уколов, крови, стоматологии.

Биологические страхи обычно присущи детям до 8 лет.

Социальные страхи начинаю проявляться немного позже. Старшие дошкольники и первоклашки начинают испытывать страх опоздания, одиночества, наказания, недовольства родителей и значимых взрослых.

Существует еще одна классификация страхов, подразумевающая разделение в зависимости от пугающего объекта или ситуации, причин возникновения, специфики протекания.

  • сверхценные – это природные страхи, подпитываемые фантазией ребенка. Эта группа является самой популярной и обширной;
  • детские фобии – сюда входят страхи высоты, воды, замкнутых пространств – те боязни, которые могут быть и во взрослом состоянии;
  • бредовые страхи – к ним относят необъяснимые с позиции нормы боязни. Очень часто фобии могут быть спровоцированы каким-то ошибочным стимулом, то есть, к примеру, ребенка постигла неудача, когда в гостях был определенный человек. В бессознательном малыша закрепилась связь и при следующем появлении этого человека он может испугаться.

0 – 1 год – громкие звуки, шум, отсутствие мамы, незнакомые люди, переодевание;

1 – 3 года – ночные страхи, кошмары, непривычное местоположение знакомых предметов, смена обстановки, расставание с родителями;

3-5 лет – высота, вода, темнота, животные;

5 – 7 лет – смерть родителей и своя собственная, одиночество, персонажи сказок;

7 – 9 лет – неодобрение взрослых и сверстников, наказание, опоздание;

9 – 12 лет – несоответствие одноклассникам и друзьям, несостоятельность в учебе, собственная внешность.

При диагностике детских страхов также предполагается разделение на три группы, в зависимости от степени выраженности: низкая, средняя (возрастная норма) и высокая. По статистике больше половины детей восьми лет демонстрируют высокий уровень страха. Меньше всего детей имеют низкую степень выраженности боязней.

Особенности проявления

Проявления бывают самые разные. В легкой форме это может быть учащенный пульс, расширенные зрачки, дрожь и другие соматические симптомы. В зависимости от возраста, испуг может выражаться криком, плачем, жалобами и откровенным ужасом и паникой.

Особенности детских страхов в том, что они возникают периодами, и продолжаются обычно не больше месяца. Однако существуют боязни, способные остаться с человеком до взрослого состояния и перерасти в полноценные фобии.

К ним относятся акрофобия, гидрофобия, танатофобия и другие.

Возможны различные проявления страха у ребенка. Например, боязнь ночных кошмаров обнаруживается в момент укладывания спать, малыш будет проситься в кровать к родителям или категорически отказываться засыпать в одиночестве.

Порожденный детской фантазией страх перед сказочным чудовищем провоцирует ребенка прятаться в шкаф или другие укромные места.

В 6 лет острее всего чувствуется страх смерти, он является основой для большинства проявлений боязни:

  • чудовищ;
  • животных;
  • темноты;
  • нападения;
  • болезни;
  • природных стихий.

У школьников появляются новые боязни, связанные с учебной деятельностью. Трепет перед оценкой со стороны взрослых, боязнь опоздать на занятие, страх не быть собой.

У некоторых детей, даже тех, которые нормально учатся, и не имею особых проблем с поведением, родительское собрание также вызывает волнение.

Страх наказания часто испытывают те, к кому никогда не применялось физическое воздействие.

Психика ребенка формируется под влиянием среды, в которой он живет. Часто родители сами того не желая становятся катализатором в развитии детского страха.

Ни в коем случае не стоит обесценивать жалобы малыша, пытаться пристыдить или уверять, что ничего страшного нет. Помочь ребенку побороть страхи можно лишь внимательным поведением, пониманием и любовью.

Подробно расспросите даже маленького ребенка о том, что его тревожит. Вникайте и подходите осознанно к проблеме.

Как бороться с детскими страхами

Побороть детский страх можно с помощью услуг профессионального психолога. Существует немало методов, используемых специалистами при работе с детьми определенного возраста. Начиная с 4-летнего возраста клиента, психолог-консультант применяет сказкотерапию и арт-терапию для работы с фобиями. Психокоррекция происходит достаточно быстро, при должной поддержке со стороны родителей.

Сказкотерапия

Страхи в дошкольном возрасте эффективно устраняются с помощью данной техники. Разберем подробно этапы работы с терапевтической сказкой на примере мальчика 5 лет, который боялся уколов.

  1. Из имеющихся в кабинете игрушек, малышу предложили выбрать наиболее симпатичную ему. Он выбрал Человека-паука.
  2. Психолог предлагает маленькому клиенту послушать сказку про Человека-паука. Сказка имеет определенную структуру, располагающую ребенка. Ее главный герой обладает массой положительных качеств, и лишь одну небольшую проблему – он боится уколов. Терапевт обращает внимание, что этот страх вполне естественное явление.
  3. После этого психолог замолкает и предлагает мальчику высказать свои предположения, что именно так пугает Человека-паука.
  4. Выслушав все рассуждения клиента, терапевт предлагает ему выбрать из оставшихся игрушек, еще одного героя, который поможет Человеку-пауку. Мальчик выбрал Чебурашку.
  5. Обе игрушки ставятся рядом, и психолог предлагает клиенту придумать, каким образом Чебурашка поможет Человеку-пауку в преодолении страха уколов.
  6. Малыш рассказывает свой вариант счастливого финала сказки. После этого психолог интересуется чувствами клиента. Затем предлагает найти ему положительные черты, которые есть у него и у Чебурашки. Отдельно выделяются те «волшебные» слова Чебурашки, которые помогли Человеку-пауку справиться с боязнью уколов.

Арт-терапия

Избавиться от детских страхов очень помогает арт-терапия. Это направление в психотерапии основано на излечении искусством, в разных его проявлениях.

Чаще всего подразумевается изобразительное творчество, однако, существуют методики музыкотерапии и танцетерапии. В работе с фобиями у детей арт-терапия имеет очень высокие показатели.

Рассмотрим стандартную последовательность действий психолога-консультанта на сессии с ребенком.

  1. Установление контакта с ребенком, выстраивание доверительных отношений.
  2. Предложение изобразить свой страх. Это может быть рисунок, либо лепка.
  3. Разбор результата. Психолог внимательно оценивает все аспекты рисунка: что изображено, где именно, каких размеров, изображен ли сам ребенок, с каким нажимом выполнялись линии.
  4. Ребенку предлагают полюбить тот объект, который он изобразил. Например, нарисованная или вылепленная собака на самом деле не злая, а просто облаяла ребенка по долгу службы.
  5. Малыш начинает переосмысливать свое отношение, возможно сочувствовать даже объекту страха.
  6. В завершении ребенка спрашивают об эмоциях, которые он испытывает.

Рисование страха эффективно действует, когда объект порожденный фантазией, либо событиями, произошедшими давно.

Иногда работа с рисунком происходит по-другому: клиенту предлагают добавить что-то, например, зачеркнуть (заштриховать) пугающее изображение, или уничтожить весь лист (порвать на мелкие кусочки, сжечь).

После символического ритуала психолог обращает внимание ребенка, что страха больше не существует.

Советы психолога

Одним из главных советов родителям детей, подверженных каким-либо боязням, будет внимательно отнестись к своему поведению с ребенком.

Нужно понимать, что до определенного возраста, ребенок – это исключительно «результат» вашего отношения, поведения, воспитания.

И если он вас чем-то расстраивает, или кажется, что он все делает вам назло – так значит вы каким-то образом, неосознанно это провоцируете. Поэтому коррекция поведения ребенка напрямую связана с изменениями в поведении взрослых.

Консультация для родителей является основной целью психолога, которому привели ребенка с проблемой. К сожалению, нередко бывает, когда мать приходит к детскому психологу и требует «вылечить» ее ребенка, при этом уверена, что собственное поведение в коррекции не нуждается.

Психолог помогает ребенку, а в течение времени между сессиями такая мамаша бессознательно сводит на нет весь достигнутый прогресс.

При этом все рекомендации специалиста отвергает, утверждая, что с ней все нормально, и нужно решить проблему ее дитя.

Поэтому если у вашего малыша возникла фобия, которая не прошла в течение 3-4 недель, обязательно обращайтесь к психологу, причем консультация будет полезна и ребенку, и родителю.

С целью доносить до родителей полезную информацию, психологи, работающие в детских учреждениях, создают специальные уголки.

Последнее время в некоторых детских садах стало модно размещать в комнатах, где родители ожидают детей, так называемые папки-передвижки.

Они представляют собой информационные материалы для родителей, персонала и самих детишек. Это специально оформленные стенды с полезными советами психологов и логопедов.

В сборник «Психоанализ детских страхов» Зигмунда Фрейда входит анализ фобии пятилетнего мальчика – это случай маленького Ганса – весьма известный в психоаналитических кругах.

Я не буду вдаваться в подробности болезни и излечения, однако, хоть Ганс и являлся пациентом Фрейда, я хочу обратить внимание на предисловие самого автора.

Читайте также:  Эгоцентризм - значение слова

Он говорил, что описанный случай наблюдался не им лично, а отцом Ганса, который проводил все лечение, лишь при поддержке психоаналитика.

Фрейд высоко оценивает заслугу отца мальчика и даже высказывает мысль, что только родной отец и мог добиться таких признаний со стороны Ганса. Совпадение нежных чувств с научным интересом привело к таким важным результатам, как для психоанализа в целом, так и для жизни конкретного мальчика.

О страхах у ребенка рассказывает детский психолог Европейского Медицинского Центра Мария Звегинцева в следующем видео

Выводы

Детские страхи представляют собой естественные возрастные особенности, связанные с познанием мира. Если ребенок не зацикливается на боязни, и страх не присутствует больше нескольких недель, то беспокоиться не стоит.

В случае затянувшихся процессов нужно обратиться к психологу. Бороться с детскими страхами позволяют техники: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия.

Консультация родителей является залогом успешного избавления от фобии вашего малыша.

Источник: https://psihodoc.ru/fobii/detskie-strahi.html

Детские страхи. Причины детских страхов. Диагностика детских страхов

  • Главная
  • Психологические проблемы и нарушения у детей
  • Просмотр материала

Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача – Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.

Задать вопрос врачу

Действительно, эмоция страха возникает, когда нам что-то угрожает. А.И.

Захаров выделяет две группы страхов, имеющих универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер:

  1. смерть
  2. крах жизненных ценностей.

Помимо крайних выражений страх подразумевает переживание человеком возникшей реальной или воображаемой опасности. Понимание сути возникновения опасности и её четкое осознание формируется в процессе жизненного опыта ребенка или взрослого.

У детей распространены «внушенные страхи». Их источник – взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно или специально склоняют ребёнка к страху, указывая на наличие опасности реальной или выдуманной.

Малышу чаще всего не понятно, чем грозят те или иные его действия, но он уже в речи взрослых отчетливо распознаёт сигнал тревоги, рефлекторно у него возникает реакция страха. Она является регулятором его поведения. Если малыша постоянно запугивать, то через некоторое время он теряет спонтанность своего поведения вместе с уверенностью в себе.

В этот период страхи начинают размножаться, а ребёнок начинает проявлять признаки тревожности, делается капризным без причины, его действия становятся скованны и осторожны.

К внушённым страхам ребенка относят страхи, которые возникают у беспокойных родителей, которые чересчур опекают свое чадо.

Разговоры с ребёнком о смерти, несчастных случаях и болезнях, пожарах, убийствах оставляют отпечаток в его детской и ранимой психике.

Как следствие, ребенок начинает пугаться стука в дверь или небольшого шороха в соседней комнате.

Как отличить тревогу от страха?

В нашей жизни мы часто слышим термин «тревога». В возникающих чувствах, таких как страх и тревога есть общие эмоциональные компоненты – это чувства беспокойства и волнения. Обычно тревога – это состояние предчувствия опасности и общее состояние беспокойства. Очень часто тревога у детей проявляется в ожидании событий, которые не поддаются прогнозам.

А страхом называют эмоционально заострённое отражение в сознании ребенка конкретной угрозы. Таким образом, тревога – это эмоциональное ощущение предстоящей угрозы. Следует понимать, что тревога – это не всегда отрицательно выраженное чувство, она может проявляться у ребенка и в виде радостного волнения или ожидания чего-либо приятного.

Виды страхов у детей

В психологии выделяют несколько видов страхов, которые возникают у детей:

Ситуативный страх у ребенка может возникнуть в необычной и опасной обстановке, которая его шокирует.

Личностно обусловленный страх возникает под влиянием формирующегося характера ребенка. Например, под влиянием взрослого – ребенок может стать мнительным. Ситуативные и личностные страхи всегда смешиваются.

Реальный страх и острый страх – определены конкретной жизненной ситуацией ребенка. Например, ребенок боится пылесоса, так как он шумит.

Воображаемый страх и хронический страх – предопределены особенностями личности ребенка. Например, ребенок боится темноты, так как в ней живут монстры.

Уровни страха

Психологи выделяют несколько уровней страха, который может возникнуть у ребенка:

Естественный или возрастной страх – кратковременен, легко поддается коррекции, часто сам исчезает с возрастом. Возрастные страхи не затрагивают ценностные ориентации ребенка. Не влияют на формирование его характера и поведения.

Взаимоотношения с окружающими людьми остаются на прежнем уровне, характерном для определенной возрастной категории, в которой находится ребенок. Некоторые формы возникающего страха у детей имеют защитную функцию, так как позволяют избежать опасных ситуаций. Патологический страх – характеризуется крайне драматичными формами выражения.

Ребенок испытывает неподдельный ужас и эмоциональный шок. Патологический страх имеет трудно обратимое течение и затяжной характер. Он навязчив и непроизволен. У ребенка, в ситуации страха, со стороны сознания полностью отсутствует контроль поведения.

Следствием возникновения страхов данного типа является искажение характера ребенка, нарушение межличностных отношений и приспособлений малыша к социальной действительности.

Как проявляется страх у детей?

Страх бывает так очевиден, что его можно обнаружить сразу. Например, оцепенение, ужас, плач, растерянность, бегство. О других же страхах детей можно судить только косвенным признакам, которые могут оставаться не заметными долгое время. Началом возникновения страха и тревожного состояния является появление чувства беспокойства у ребенка.

При остром чувстве страха ребенок говорит невпопад, дрожащим голосом. Взгляд малыша обычно отсутствующий, а выражение лица испуганное. Тело ребенка становится холодным, конечности леденеют и становятся влажными. Сбивается дыхание. Учащается сердцебиение. Кожные покровы малыша бледнеют или становятся красными, могут покрываться пятнами.

Последствия страха

Последствия возникающих страхов у детей непредсказуемы. Иногда страхи малышей настолько разрастаются в психике малыша, что затормаживают её развитие. У детей может наблюдаться исчезновение положительных эмоций. Смех и жизнерадостность становятся недоступными.

Вместо положительных эмоций развиваются эмоциональная неудовлетворённость, неуверенность в себе, ребенок выглядит удручённым.

Но самое главное – человек, который в детском возрасте не смог избавится от страхов, став взрослым, испытывает огромные трудности в установлении гармоничных семейных отношений и передаст свои страхи своему ребёнку. Патологический страх оставляет отпечаток и на мышлении малыша.

Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги. А при страхе -вялым, заторможенным. Мышление ребенка теряет свою гибкость. Стремительно уменьшается познавательная активность малыша, а любознательность и любопытство исчезают.

Дети становятся безынициативными, что говорит о развитии защитного торможения, которое предохраняет психику от эмоциональных перегрузок. При постоянно действующем страхе на ребенка искажается его эмоционально – волевая сфера. Отношения окружающих к нему воспринимаются неадекватно.

Причины возникновения страхов у детей

Отечественные психологи выделяют ряд причин возникновения страхов у детей:

Малая игровая и двигательная активность ребенка, а также отсутствие навыков коллективной игры содействуют развитию у детей повышенного беспокойства. Отсутствие эмоциональных и шумных подвижных игр малышей обедняет их эмоциональную жизнь. Игра – самый естественный способ коррекции страхов.

У строгих родителей, которые запрещают ему играть, ребёнок без оснований беспокоится по любому поводу. Он не умеет активно и уверенно преодолевать жизненные трудности. Страх и беспокойство у детей вызывают испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие возникающей подмены семейных ролей.

Много работающая и доминирующая в семейных отношениях мать беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, она не может уделять нужное количество времени своему чаду. В ответ на это вызываются ответные реакции беспокойства и страха малышей.

Доминирующая в семейных отношениях мать также указывает на недостаточный авторитет отца, а это значительно затрудняет общение с ним сыновей. У эмоционально чувствительных детей беспокойство возникает вследствие стремления матерей как можно раньше начать работу и выйти из отпуска по уходу за ребенком.

Они очень рано отдают малышей в дошкольные учреждения, на попечение своих родителей, нянь и фактически не учитывают эмоциональное состояние малыша. Конфликтные отношения родителей являются одной из самых явных причин возникновения у ребенка патологических страхов.

Если малыши видят, что родители часто кричат, ссорятся и занимаются рукоприкладством, то число страхов у малышей резко возрастает. Девочки более эмоционально ранимо воспринимают отношения в семье. На количество страхов, возникших у детей, большое влияние оказывает состав семьи. В неполных семьях у детей страхов на много больше, чем у детей в полных семьях.

Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, чем дети с сестрами и братьями. Увеличение числа детей в семье способствует уменьшению страхов. А увеличение числа взрослых у детей вызывает обратный эффект. Так как они заменяют ребенку весь мир, навязывая свои строгие правила и создавая искусственную среду развития.

Обычно в ней нет места для сверстников, веселым играм, маленьким тайнам, проказам. Это порождает постоянное и устойчивое чувство эмоциональной неудовлетворённости и беспокойства ребенка.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У молодых, жизнерадостных родителей дети менее склонны к возникновению и проявлениям страхов. А у родителей после 30-35 лет малыши часто беспокойны. Впитывая с раннего возраста тревогу родителей, дети очень рано начинают проявлять признаки беспокойства, которое перерастает в инфантильность, неуверенность в себе.

Но следует помнить, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Данные страхи чаще всего носят преходящий характер, но, к сожалению, они способны пробуждать аналогичные страхи, которые хранятся в памяти родителей.

Родителям следует учесть, что большинство страхов передаются детям совершенно неосознанно. А некоторые страхи, возникшие у ребенка сознательно взращиваются родителями в процессе воспитания. В целом, мамы в большей мере передают детям тревожность, беспокойство и страхи.

А папы часто прививают ребенку мнительный способ реагирования на жизненные ситуации. А это является базисом возникновения у детей опасений, страхов, сомнений.

А чего боится ваш ребенок? Можете ли вы найти причину его страхов? Знаете ли вы как с ними бороться? Если у вас возникли вопросы, то наши консультанты окажут Вам квалифицированную помощь и помогут Вашему малышу расти гармонично, избавившись от страхов.

Источник: https://puzkarapuz.ru/content/411

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

В условиях современной жизни неблагоприятные события легко могут навредить психике детей. У них появляются страхи. Проведенная диагностика детских страхов позволяет своевременно выявить проблему и избавиться от нее.

Детские страхи

Невыявленная боязнь может иметь как скрытые, так и крайние формы выражения, характеризующиеся затяжным течением. Все это влияет на развитие личности, формирование характера и определение социальной роли.

Происхождение страхов у дошкольников

По различным причинам дети дошкольного возраста становятся наиболее подверженными воздействию неблагоприятных факторов. Число детей с признаками эмоционального неблагополучия возрастает. Они становятся легковозбудимыми, тревожными или агрессивными.

Происхождение страхов может иметь различный характер. Часть из них наблюдается из-за проблем и трудностей взаимоотношений дошкольника с родителями или же с ровесниками. Другие могут быть связаны с личностными переживаниями. Психологи считают, что формирование фобических расстройств имеет 2 основные теории происхождения, которые объединяют все причины возникновения.

Первая теория – травматический фактор, вторая же – следствие угрозы повторения этого фактора.

Особенности психического развития детей зависят от реальности угрозы после пережитых стрессовых ситуаций, результатом которых стало формирование боязни определенного раздражителя.

Аффективно-заостренное восприятие опасности является частью защитного механизма. Те дети, которые страдают от страхов, меняют собственное поведение и по-другому эмоционально реагируют.

Иммунитет к страхам, то есть отсутствие воздействия на психику, наблюдается очень редко. Психологи уверены, что для нормального развития детей это неестественно. Подобные проблемы могут указывать на проблемы с выражением эмоций, чрезмерную возбудимость и даже слабые инстинкты самосохранения.

Особенности страхов у дошкольников

Зарождение страхов напрямую связано с патогенезом развития неврозов у детей и подростков. Важно разобраться в особенностях их диагностирования.

Оценка действий раздражающих факторов, а также влияние этих процессов на формирование личности, помогут привести психику в норму. Без знаний о возрастной динамике таких проблем коррекция страхов не будет эффективной.

Читайте также:  Деперсонализация личности - лечение, симптомы, причины

Важно и то, что появление фобических расстройств по-разному характеризуется у мальчиков и девочек.

Психолог А.И Захаров в своих трудах указал на такие особенности развития тревожности у детей дошкольного возраста:

  1. Страхи возникают чаще у девочек, чем у мальчиков в возрасте от 3 до 15 лет.
  2. У девочек и мальчиков встречается разный характер и направленность страхов.
  3. Мальчики больше скрывают собственную тревожность к страхам, чем девочки.

Благоприятное отношение к детям со стороны родителей и социальной группы и другие признаки нормализации жизненных обстоятельств, могут привести к тому, что они самостоятельно преодолевают страхи. С возрастом проблемы исчезают, но не всегда. Некоторые подвергаются сложностям личностного развития, испытывают сложности в адаптации или подвергаются невротическим расстройствам.

А.Захаров предложил систему распределения страхов по полу и годам, заключив их в определенные характеристики. Всего в труде ученого описывалось 28 вариантов фобий. Для дошкольников выделено более половины из них.

Распространенные виды страхов у детей

Теории Захарова об особенностях формирования фобических расстройств у детей используются специалистами и сегодня. По его классификации дошкольникам относят от 12 до 15 различных видов страха. Наиболее распространенные из них:

  • страх смерти родителей;
  • боязнь посторонних людей;
  • страх темноты;
  • ночные страхи;
  • страх воды, огня или высоты;
  • страхи кошек, собак или других животных.

Не менее распространенными также являются и страх перед родителями, боязнь быть наказанным или же страх врачей и уколов. Вариантов множество. Квалифицированный специалист, приступая к коррекции страхов детей дошкольного возраста, обязан изучить клиническую картину больного.

Ночные страхи у детей

Работа заключается в применении специальных методик, задачи которых основываются на создании доверительных отношений с больным с присущим эмоциональным контактом.

Для выявления страхов важно использовать готовую отработанную модель диагностики с применением специальных опросников или игр.

Возрастные этапы формирования страхов

Учеными доказано, что возникновение страхов зависит от возраста детей, а также уровня психического развития.

Появление отклонений в особенностях развития, является следствием эмоциональной чувствительности и мнительности детей.

Свое влияние оказывают и родители, которые могут с беспокойством и чрезмерной опекой вызвать страх перед воображаемыми или реальными раздражителями. Особенно это касается девочек.

С рождения страх проявляется на уровне инстинктов. Под действием окружающего мира он может трансформироваться с восприятием «своего» и «чужого», «плохого» и «злого» и т.д. Взрослея, дети становятся менее зависимыми от инстинктов, и их страхи становятся более реальными, имеющими под собой определенную основу.

Страхи у новорожденных

У новорожденных определение страхов затруднено особенностями развития. Ученные уверены, что выявлять определенные признаки можно только с семимесячного возраста. Сами же разновидности тревожности чаще связаны с защитным механизмом, проявляющимся на инстинктивном уровне:

  • страх приближения большого предмета;
  • страх громких звуков;
  • боязнь яркого света.

В течение первого года жизни эти страхи исчезают. У ребенка развивается чувство привязанности к матери, и он уже боится ее упускать из виду. Такое явление является следствием зарождения эмоциональной привязанности к матери. При нормальном течении жизни новорожденный постепенно перерастает такую проблему, все чаще отпуская близкого человека от себя.

Ребенок боится чужих людей

С 8 месяцев развивается боязнь незнакомых людей. Она связана с пониманием принципов «свое» и «чужое». Замечая незнакомцев, ребенок находит признаки отличия их от матери или отца. Признаками появившихся проблем могут являться:

  • плохой сон;
  • капризность;
  • легковозбудимость;
  • беспокойство;
  • неустойчивость настроения.

Это влияет на формирование личностных качеств, адаптивные функции и установление характера. Важно устроить ребенку максимально благоприятные условия жизни, избавить его от стрессов, длительных поездок, переездов и т.д.

2-3 год жизни

Со второго года дети меньше испытывают неосознанную боязнь. Они начинают активно познавать мир, получая первый жизненный опыт. Появление страхов может являться следствием этих процессов. Дети в этом возрасте могут бояться:

  • резких звуков;
  • боли;
  • высоты;
  • остаться в одиночестве.

На третьем году жизни дети начинают активнее воспринимать информацию от родителей. У них развивается чувство ответственности за собственные поступки. У трехлеток появляется боязнь наказания.

Нередко влияют и случаи агрессии со стороны животных, которые также могут стать причиной расстройств. Особенно это касается собак. В этот период важно, чтобы дети научились выражать свои мысли, делиться переживаниями со своими родителями. Задача же взрослых связана с оказанием своевременной помощи своему, даже если некоторые страхи имеют воображаемый характер.

3-5 год жизни

Начиная с трех лет количество страхов у детей начинает увеличиваться.

Жизнь в современном мире имеет свои преимущества и недостатки, трезво оценивать которые мозговая деятельность детей не в состоянии.

В период с 3 до 5 лет зарождение страхов напрямую связано с окружающим миром и действиями родителей, которые бывают излишне обеспокоены или же принципиальны. Чаще всего дети этого возраста боятся:

  • боли;
  • воды;
  • замкнутого пространства;
  • одиночества;
  • транспорта;
  • персонажей из книг, фильмов и т.д.

С 5-6 лет ребенок начинает понимать, что он взрослеет, как и окружающие его близкие люди. Он может бояться как собственной смерти, так и потери своих близких. Осознание пространства и времени и необратимости последствий этих процессов может стать причиной появления страха смерти.

Страхи у старших дошкольников

Возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста часто питает силы из-за осознания социальной роли под действием ситуации в семье. Различные конфликты, болезни, вынужденная смена детского сада и др., усиливают ощущение страха, делают его более острым и непредсказуемым.

Старшие дошкольники также могут ощущать первые «плоды» от определения роли в обществе.

Первые налаживания контактов со сверстниками, эмоциональная привязанность и чувства отвращения к агрессивным детям, формируют восприятие мира.

Некоторые родители не контролируют свободное время своих детей, разрешая им играть в компьютерные игры, смотреть фильмы со сценами насилия и т.д. Это также может стать причиной зарождения страхов.

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента. Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха.

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами.

Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции.

Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета.

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Выявление тревожного ребенка в группе

Работа с дошкольниками может проводиться и на групповых занятиях. Одним из способов выявления тревожных детей является определение признаков страха по системе, созданной Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко. Опросник включает 20 основных пунктов, каждый из которых требует определенного наблюдения специалиста за детьми.

Специалист оценивает, может ли тот или иной дошкольник:

  1. Играть не уставая.
  2. Жаловаться, когда ему снятся кошмары.
  3. Подвергаться частой смене настроения.
  4. Иметь проблемы с аппетитом.
  5. Сдерживать слезы при конфликтах.
  6. Иметь проблемы со сном.

Для обозначения ответов по пунктам строится таблица с фамилиями детей. Напротив каждого вопроса специалист ставит «плюс» или «минус». Подсчитывается общее количество знаков в колонке каждого тестируемого. Уровень тревожности определяет количество «+»:

  • 1-6 – низкая;
  • 7-14 – средняя;
  • 15-20 – высокая.

Такая методика в индивидуальной диагностике неэффективна. Ее задача – выявлять тревожных детей, а не выяснять особенности их страхов.

Как определить у дошкольника страх разлуки

Обследование у младших школьников, а также у дошкольников об их адаптивности в социальной группе часто показывает наличие у детей страха разлуки с родителями. Основная особенность такой тревожности в том, что ребенок преодолевает чувство собственной привязанности к близким, что благоприятно сказывается на его личностном развитии. Для самого ребенка это мучительно.

Психологи П. Бейкер и М.Алворд создали эффективную методику выявления детей, страдающих от страха разлуки с близкими. Учеными были установлены признаки, по которым каждый детский психолог может определить страдающего:

  1. Постоянные расстройства ребенка, его печаль после ухода родителей.
  2. Беспокойство о взрослом.
  3. Постоянное беспокойство о том, что родные не заберут его домой.
  4. Систематический отказ идти в детсад.
  5. Систематически возникающий страх оставаться в одиночестве.
  6. Страх засыпать одному и ночные кошмары.

Заключение

Методики диагностики страхов у дошкольников имеют свои особенности. Психика детей в этом возрасте постоянно подвергается внешнему пагубному воздействию. Приступать же к методам взрослой диагностики и коррекции сложно из-за особенностей умственного, психического и поведенческого развития.

Сегодня психологам известны более 20 различных методик психодиагностики. Наиболее распространенные из них связаны с рисованием и играми. Находясь в психологически привычной обстановке, дошкольнику легче передать свои чувства и рассказать о том, чего он боится.

Источник: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/diagnostika-strahov-u-doshkolnikov-metodik.html

Ссылка на основную публикацию