Что дает дзэн-буддизм?

Простой и сложный дзен

Что дает Дзэн-Буддизм?

Буддизм, как и любая другая религия, имеет большое количество разнообразных течений и направлений. Среди этих направлений есть одно чрезвычайно интересное. Потому что именно оно представляет собой большую мистическую и эзотерическую сущность буддизма.

Это дзен-буддизм, или просто дзен. Дзэн в переводе с японского означает , или другое значение – пустота.

(Подразумевается всего пустота ума, вспомните какую великолепную мантру пел великий даосский гуру Вини Пух в мультике: «В голове моей опилки — не беда!»)

Дзен очень простой и сложный одновременно, ведь простота сестра таланта, однако простым быть ой как не просто.

Что я имею в виду, въехать в дзен почему то очень сложно для многих (особенно интеллектуальных) людей (может потому, что дзен плохо дружит с логикой, какой-то он совсем не логичный, лучший друг дзена — парадокс).

Но если у кого-то таки получается въехать в смысл великой мудрости дзен, тот понимает как все гениально просто. (Это как бы вновь вернуться в детство)

Вот вам наглядный пример известного дзен-буддиста современности (ну почти современности) Альберта Эйнштейна. Он точно понимает дзен.

Как направление буддизма дзэн абсолютно уникален. Уникальность в том, что дзен никогда не занимался метафизикой, учениями об устройстве мира, законами кармы, дхармы, колесами сансары, причинно-следственными связями, и т.д.

Единственное чем занимается традиция дзэн — достижение просветления, не когда-нибудь, в следующей жизни, а уже и немедленно, здесь и сейчас. Дзен чрезвычайно практичен (даже прагматичен).

И как ни странно только в традиции дзен, в течение веков множество людей таки достигали просветления, (или нирваны) того самого состояния сознания в буддизме, к которому следует стремиться всем правоверным буддистам.

Суть дзэн передает один прекрасный анекдот (в основе его лежит вполне реальная история про выдающегося японского мастера дзэн Банкея)

Встретились однажды ученик йоги и ученик дзэн, и давай каждый своим учителем хвастаться. Ученик йоги говорит: «Мой учитель крутой, он спит на гвоздях, ест стекло, ходит сквозь огонь, и ему хоть бы что.» На что ученик дзэн отвечает: «Э нет мой учитель значительно круче, когда голоден он ест, когда жаждущий он пьет, когда хочет спать — он спит «.

Такой вот анекдот о важности быть самим собой и умение видеть большие чудеса в простых обыденных вещах (разве не чудо есть, когда ты голоден, пить, когда ты жаждущий?) Там где кто либо видит лишь обыденность, мастер дзэн видит маленькое чудо. Очень много общего в традиции дзен-буддизма с китайской религией .

История возникновения дзэн-буддизма примерно такая: собственно буддизм родился в Индии, но вскоре покинул эту страну (которая продолжала оставаться верной своим старым индуистским богам и индуизму) и отправился в Китай.

Там в Китае он встретился с даосизмом, и случилась у них большая любовь. После того как буддизм переспал с даосизмом, от их брака родилось дитя, которое и назвали дзен. То есть дзен-буддизм вобрал в себя как элементы классического буддизма, так и китайского даосизма.

Первое его китайское название было — чань, затем из Китая это движение распространилось в Японию, а на японском китайский иероглиф чань пишется как дзен.

А уже из Японии учение дзен распространилось на запад, в Америку и Европу так и знаем мы его собственно как дзен (хотя китайское название чань является более правильным и аутентичным).

Основателем традиции дзен и по совместительству первым патриархом дзэн-буддизма был легендарный буддийский монах Бодхидхарма, живший в 5-м веке уже нашей эры в Индии. Из Индии Бодхидхарма, яко буддийский миссионер путешествует в Китай. Трудно сказать в какой момент Бодхидхарма стал просветленным, и в какой стране он находился в то время, об этом история умалчивает.

Это Бодхидхарма путешествует с юга на крыльях весны. Российская рок группа Аквариум даже сочинила песню про Бодхидхарму, правда назвала его таким привычным славянским именем как Иван. (Иван Бодхидхарма)

По легенде, когда мудрец Бодхидхарма приехал в Китай, его там принял Император Ву — адепт буддизма, прославленный строительством буддийских монастырей, храмов, переводом буддийских писаний.

Он спросил у Бодхидхармы — какие заслуги принесут ему его деяния, и был потрясен ответом.
— Никаких, — ответил Бодхидхарма. Настоящие заслуги идут из сердца и не связаны с деяниями в мире, которые делает каждый нормальный человек.

— Тогда что такое священная религия? — Спросил император.
— Большая пустота и ничего священного в ней.

Бодхидхарма поселился в окрестностях всемирно известного буддийского монастыря Шаолинь. (Монастырь Шаолинь такой известный собственно через восточные единоборства, всякие каратэ, айкидо, ушу, которые начались с него) У того монастыря Бодхидхарма провел 9 лет в медитации, глядя на стену.

От непрерывного сидения в позе лотоса за такой долгий срок, у него даже отказали ноги, однако Бодхидхарма совсем не расстроился из-за такого пустяка. (А он тогда уже был просветленным господином, иными словами находился в нирване) А для просветленных нет ничего не возможного.

Чтобы сделать свои ноги снова здоровыми, он разработал целый комплекс физических упражнений и за короткое время снова был на ногах. Эти упражнения он передал монахам из монастыря Шаолинь, и впоследствии они стали основой всех восточных единоборств, а монастырь всемирно известным центром всяких каратэ.

Затем из философии Дзен родились и многие другие виды восточных единоборств, такие как карате, ушу, айкидо, теквандо, (применялось японскими ниндзя). Ну а Бодхидхарму можно справедливо считать основателем восточных единоборств.

(Конечно, у самого Бодхидхармы никогда и мысли не было чесать кому-либо репу, в отличие от всяких современных каратистов)

Главной духовной практикой в традиции дзен является дзадзен. Дзадзен — сидячая медитация. Все просто — монахи сидят в зале и медитируют.

А их мастер (учитель) в то время ходит с большой бамбуковой палкой среди медитирующих монахов, и как только видит, что кто-то из монахов халявит, а не медитирует, бьет по сильнее бедолагу-монаха своей палкой. Очень действенно. Кстати в древней Греции палку, которую использовали для погона скота, называли стимулом.

В традиции дзен такой стимул применяется по отношению к людям и их духовной работе, а сочетание палки дзенского мастера с головой нерадивого ученика (или монаха) дает просто замечательные плоды просветления.

Второй интересной практикой традиции дзен являются коаны. Коан — специфический литературный жанр, присущий только для дзен-буддизма.

Есть несколько определений того, что такое коаны, одно из них такое: коан — это описание беседы учителя и ученика, в ходе которой последний или достигает просветления (или получает палкой по одному месту).

Еще одно определение коанов следующее: коан — это задача, которую дает мастер ученику, для того, чтобы последний думая над ней достиг просветления (или снова получил удар палкой по одному месту). Вообще дзенские коаны заслуживают отдельную статью на страницах нашего журнала.

Традиция дзен-буддизма в свое время имела огромное влияние не только на религиозную жизнь средневековых китайцев и японцев, но и на искусство, и вообще культуру.

Культурное наследие дзэн-буддизма огромно, благодаря ему кроме восточных единоборств зародились такие штуки как японская чайная церемония, искусство оригами, японская поэзия хайку и танкха, искусство каллиграфии.

В начале 20-го века дзен был открыт западом, и имел большое влияние на западную культуру, свое вдохновение в традиции дзен черпали американские писатели битники (такие как Джером Сэлинджер, Джек Керуак), рок музыканты (ярким примером является рок-группа Led Zepelin, один из сольных альбомов ее вокалиста Роберта Планта так и называется «Now and Zen») О влиянии традиции дзен на современность тоже будет отдельная статья.

Ну и в завершение немного юмора. Знаете, как выглядит дзен-буддизм по-нашему?
– Будешь?
— Буду!
Ддзенн!

Все, иду практиковать дзен-буддизм по-нашему.

Источник: http://waking-up.org/religii-mira/prostoj-y-slozhnyij-dzen/

Дзэн-буддизм для ничего: учение Кодо Саваки Роси — Моноклер

«Тебе не хватает на жизнь? Тогда просто умри!… Ты живёшь, чтобы работать, или ты работаешь, чтобы жить?» Публикуем материал про необычного дзен-буддистского мастера Кодо Саваки Роси, который жил в XX веке, много ругался, говорил о том, что любой поход за просветлением обречен на провал и призывал вернуться к чистой практике дзэн-буддизма, которая всегда противопоставляла себя словам и рассуждениям об этой практике. О том, какую дорогу прошел Дзен как учение, какой вклад Кодо Саваки внёс в сохранение сути религии и почему истинный дзен всегда отсылает нас к переживанию настоящей жизни, в отличие от традиционного буддизма, отворачивающегося от неё, рассказывает создатель visions Евгений Суворов.

Введение в дзен-буддизм

История Дзен начинается с монаха Бодхидхармы, который пришел в Китай из Индии в V веке нашей эры и принёс с собой буддизм. Очень скоро с ним встретился император, заинтересованный в распространении этого учения, он был настроен на светский разговор с легендарным мастером.

Этот разговор быстро закончился, так как Бодхидхарма сказал, что император иллюзорен, а буддизм ничего не значит. После этого он ушел, сел у стены и медитировал так девять лет. Вряд ли что-то может лучше проиллюстрировать закалку старой школы мастеров буддизма.

Кодо Саваки Роси относится именно к этой линии преемственности настоящих мастеров буддизма, которые не церемонились, пытаясь донести дхарму ⓘДхарма — 1. Учение Будды. 2. Совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка..

Только жил он в первой половине XX века, а это демонстрирует нам, что настоящая религия не ушла из жизни людей.

Но что имел в виду Бодхидхарма? Со стороны подобное поведение может показаться проявлением безумия или странным эпатажем. На самом деле Бодхидхарма глубоко чувствовал религиозную основу буддизма и просто решил вернуть императора на землю.

Когда тот говорил, что он строит святилища и храмы для буддизма, а монахов становится больше, то Бодхидхарма заметил, что императора несёт в опасные дебри. Он сказал: «Всё принадлежащее миру — иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я».

Когда вконец запутавшийся император спросил «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

Пустота в буддизме — это основа всех вещей. Её можно пережить и таким образом освободиться от ограниченного существования.

В дзен-буддизме сосуществуют две крупные школы. Первой появилась Риндзай, когда монах Эйсай принёс чань-буддизм в Японию. Она характеризуется верой в мгновенное просветление с помощью умственного усилия, восприятия коанов ⓘКоан (ко:ан, японская калька кит.

公案, гунъань) — диалог, вопрос или короткое повествование, содержащие алогизмы и парадоксы. и их парадоксальных смыслов. Школа Сото возникла в том же веке из-за Догэна, который считается одним из самых влиятельных мастеров дзен в истории.

Он начал знакомство с дзен-буддизмом у ученика Эйсая в школе Риндзай, но быстро разочаровался в большой приверженности к коанам. Новая школа основывалась на достижении просветления с помощью сидячей медитации.

Кодо Саваки Роси относится к школе Сото, число последователей которой сегодня превышает количество последователей Риндзай в несколько раз, хотя начиналось всё наоборот.

По теме «Философия буддизма»: лекции Александра Пятигорского об отшельничестве, страдании и Дхарме 

Жизнь мастера: биография и вклад в дзен-буддизм

Кодо Саваки и Содо Йокояма

Сегодня многие люди относятся к дзен, как к интересной штуковине из супермаркета, которая состоит из десятиминутных медитаций на свежем воздухе, настольного сада из камней и афоризмов, которые можно вспомнить на свидании с девушкой.

Кодо Саваки Роси назвал бы таких людей чертями, а потом посоветовал им прыгнуть со скалы. Если не ударил бы палкой по голове.

Бессмысленно пытаться понять что-то о «Бездомном» Кодо в отрыве от его изречений, поэтому по ходу статьи вас ждут мысли, с помощью которых он передал дхарму каждому, кто смог до неё дотянуться.

Кодо Саваки Роси (1880-1965) получил ранг настоятеля храма дзен, но ушел странствовать по Японии, чтобы голодать, собирать милостыню и учить простых людей.

Его прозвали «Бездомный» Кодо за то, что он проповедовал в рыбацких деревнях, городах, тюрьмах и университетах, не делая между ними никакого различия.

С детства у него была нелегкая жизнь, которая прекрасно иллюстрирует, как формировался один из самых неоднозначных мастеров дзен.

Его мать погибла, когда ему было четыре года, а через три года умер отец. Кодо стал жить у дяди. По некоторым источникам это был приемный дядя. Но и он погиб спустя некоторое время.

После череды этих смертей Кодо попал к другу дяди, который был замешан в работе нелегального казино, а его жена работала проституткой.

С ранних лет Кодо оказался вовлечен в криминальную жизнь Японии того времени.

Он практически сразу подрабатывал в казино, а позже участвовал в некоторых разборках местных банд. Однажды он увидел, как посетитель заказал проститутку и умер от сердечного приступа.

Это был поворотный момент, потому что Кодо понял, что не хочет закончить точно так же.

В шестнадцать лет он сбежал из дома с мешком сырого риса, который ел в этом виде, пока не дошел пешком до местного монастыря.

Там не заботились о сбежавших детях и мальчика не пустили внутрь. Кодо провел двое суток под дверьми храма, повторяя, что они либо пустят его, либо он погибнет от голода. Так он стал помощником монахов на несколько лет.

Еще несовершеннолетним он был призван на русско-японскую войну, где показал себя храбрым солдатом и получил множество наград. В один день его подстрелили — пуля попала прямо в рот, и сослуживцы подумали, что он погиб. Кодо оказался под горой гниющих трупов.

Читайте также:  Адаптивность социальная, принцип адаптивности в психологии

Кодо не мог двигаться и находился там несколько дней, пока его не нашли, прямо перед тем как сжечь, и отправили домой из-за ранения.

После войны он вернулся к служению в монастыре, но был разочарован местными монахами: «Они были очень наглыми и оставались заинтересованы только в том, чтобы есть много вкусной еды и пить много сакэ».

Так он ушел оттуда в 18 лет и сменил несколько монастырей, пока не получил передачу учения, оставленного Буддой, по линии Роси, которая направила его к мысли, что основой практики должна быть обыкновенная сидячая медитация.

Кодо Саваки Роси использовал нецензурную брань в изречениях о природе мира, но это далеко не единственная сторона этого человека. Когда «Бездомный» Кодо стал настоятелем храма, он столкнулся с дегенеративным обликом, который приняла традиция дзен-буддизма в Японии.

Монахи круглые сутки читали буддистские тексты вроде «Сокровищница глаза истинной дхармы» мастера Догэна. Они были заняты интеллектуальной деятельностью и отдалялись от сути традиции. Кодо Саваки Роси вернул Японию к центру практики в виде дзадзэн — сидячей медитации.

Чтобы понять этот момент, надо вспомнить о двух важных вещах:

– Коренном противоречии в учении дзен-буддизма.

– Идеологических разногласиях в достижении просветления между школами Сото и Риндзай.

Истинная практика дзен-буддизма всегда противопоставляла себя словам и рассуждениям об этой практике. Как невозможно описать естественное движение горного ручья, так и не объять в словах тишину разума.

Каждые несколько сотен лет в истории дзен-буддизма появлялись учителя, которые пытались вернуть людей к этой правде. Это настоящие мастера, такие как Догэн и Банкэй с его Дзен «нерожденного».

Кодо Саваки Роси полностью относится к этой преемственности.

Это положение являлось ключевым для школы Сото на протяжении истории. Она полагалась на медитацию и отсутствие рассуждений об истине.

При этом школа Риндзай была привержена идее мгновенного просветления в результате случайного озарения.

Выглядело это обычно так: человек годами читал парадоксальные коаны, слушал откровения учителя об истине, однажды оглядывался, проникал в состояние исступления и замирал от осознания.

Читайте также Джером Сэлинджер и дзен-буддизм: в поисках выхода из кризиса

Учение Кодо Саваки Роси

Кодо Саваки

Одна из книг Кодо Саваки Роси называется «Дзен – самое большое враньё всех времён и народов». «Заурядные люди», термин, который часто использовал Кодо, подумают, что автор однажды разочаровался в Дзен.

Но Кодо Саваки Роси оставался нищим проповедником дзен-буддизма до самой смерти. По его мнению, любой поход за просветлением – это нажива для черта.

Но настоящее сатори ⓘСатори — особое состояние просветления, которое в новом свете раскрывает значение того, что обычно скрыто в наших обычных повседневных занятиях. есть и оно уже настигло нас всех.

Дзэн-буддизм полон противоречий. В том числе это связано с его базовыми концепциями. Ум относится к иллюзорному миру двойственности, где всё делится на хорошее или плохое, правильное или неправильное, красивое или уродливое.

Но что на самом деле правильно или неправильно, хорошо или плохо? Любой вывод при такой постановке вопроса просто смешон, если вы рассуждаете о чём-то большем, чем покупка хлеба в магазине. Это показывает нам ограниченность ума по отношению к переживанию реальности.

Переживание настоящей жизни неделимо и парадоксально.

Это создаёт отправную точку для всех дальнейших внутренних противоречий дзен-буддизма. Как можно знать или говорить об истине, если она непознаваема? Я двигаюсь куда-то в религиозной жизни, если я уже просветлён, но не знаю этого? Что я могу делать для того, чтобы двигаться вперед в духовной жизни? И так далее. Поэтому учение Кодо Саваки Роси тоже полно противоречий.

С одной стороны, он перенимает преемственность школы Сото и всегда возвращает человека к тому, чтобы он сел и ничего не делал, а не рассуждал о состояниях сознания Будды.

Таким образом, он хочет, чтобы человек непосредственно переживал реальность и не создавал иллюзий в своей голове.

С другой стороны, редкие откровения двигаются совсем в другом направлении: он упоминает переживание себя целой Вселенной, переходы в другие состояния сознания, важность концентраций и прочее.

Его философия не имеет структуры и скорее похожа на радиовещание из настоящего момента. В ней нет подготовки или планирования, но только то, что Кодо Саваки Роси переживал в тот момент и считал правильным – его соприкосновение с жизнью.

Отдельно стоит упомянуть маргинальность мыслей этого мастера. Он использовал ругательства в своих изречениях и доносил истину без каких-либо компромиссов:

Но не стоит думать, что Кодо Саваки Роси был эпатирующим чудаком. За ругательствами скрывался настоящий и живой ум, который старался выбить человека из привычных для него рамок для соприкосновения с реальностью.

Дзен прошел долгую дорогу, во время которой он менялся, но Кодо Саваки внёс свой вклад в сохранение сути религии.

Если буддизм нагромождён концепциями о состояниях сознания и тяготеет к экзальтации, уходу от жизни, то дзен-буддизм всегда остаётся изысканно пустым, будто бы ни о чем не говорящим, но всегда отсылающим человека к переживанию настоящей жизни.

Буддизм часто негативен и направляет человека к уходу от жизни, а дзен-буддизм остаётся позитивным и поощряющим настоящую, нормальную человеческую жизнь.

В этом плане Кодо Саваки Роси остаётся кем-то, кто не может быть помещён в конкретные рамки. Когда хочешь сказать о нём, что он наследует позитивную ноту дзен-буддизма, то понимаешь, что это не так. Тем не менее, Кодо Саваки Роси не может быть отнесен и к обыкновенному буддизму. Он остаётся захватывающей дух горой, которая просто стоит, со всеми своими неровностями и странными изгибами.

«Бездомный» Кодо говорил, что обычная жизнь это и есть бесконечность, если не быть заурядным человеком. Потому что заурядный человек всегда бежит от обычной жизни.

И ещё он говорил, что разбазарил свою жизнь на дзадзэн (сидячая медитация), но это лучшее для неё применение.

Его проницательность вроде бы готова порвать ткань реальности в каждом изречении, но он настаивает, что лучшее, что люди могут сделать, это сидеть всю жизнь и не двигаться.

У Кодо Саваки Роси много последователей и сегодня. На главной странице сайте храма Антай-дзи, в котором он жил последние годы, красуется надпись: «Что даёт дзен? Ответ прост: ничего!» А на входе в Университет Буддизма Комазава сегодня стоят две статуи. Это Кодо Саваки Роси и Тайсен Дешимару.

Источник: https://monocler.ru/dzen-dlya-nichego/

Что такое Дзен? Дзен — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью — дзэн (чань)-буддизм. Другое (официальное) название — Сердце Будды (кит.

Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны, принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония).

Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон.

“медитация”) — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я, к Источнику Бытия, к источнику насыщения.

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие.

В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты.

Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки, дзен ни теистичен, ни атеистичен.

Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления.

Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды, цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

Дзэн родственен даосизму, веданте и йоге. Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу, Известный психоаналитик и философ Э.

Фромм в своей книге “Дзен-буддизм и психоанализ” писал так: “…дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым”.

Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума.

Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике.

Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума.

Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу.

Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей “сидение просто так”.

Вообще понятие “просто так”, “таковости” (татхата) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: “Так приходящий” (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так.

Дзадзэн — медитация в позе “лотоса” требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. “Просто сидеть” и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё. Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации.

Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол “сатору” (яп.

??) означает “осознавать”, и осознать можно лишь с помощью некого “шестого чувства”, которое в чань называют “не-ум” (у-синь).

“Не-ум” — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме. Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать.

Поэтому дзэнские наставники (“мастера“) чаще говорят не “достичь просветления”, а “увидеть собственную природу”. Просветление — это не состояние. Это способ виденья.

Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа.

Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  • неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство);
  • отвращение (к “неприятному”, представление о чём-то как самостоятельном “зле”, вообще жёсткие взгляды);
  • привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние).

Поэтому пробуждению способствуют:

  • успокоение ума;
  • освобождение от жёстких взглядов;
  • освобождение от привязанностей.

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация).

Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары).

В дзэне есть такое выражение: “Сансара есть нирвана“, которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.

Четыре ключевых отличия дзэн:

  1. Особое учение без священных текстов.
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов.

По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- “прямым указанием”, неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.

Сам дзэн есть некая “печать ума (сердца)“, которую не найти в священных писаниях, поскольку она “не основана на буквах и словах”.

Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа.

Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см. “101 история дзэн“, “Кости и плоть дзэн” и др.).

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь.

И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы.

Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.

Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных “уловок”: любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых искусств.

Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия. Боевые искусства Востока — это именно искусства, способ развития “духовных способностей самурая“, осуществление “Пути” (“дао” или “до“), пути война, меча, стрелы.

Бусидо, знаменитый “Путь самурая” — свод правил и норм для “истинного”, “идеального” воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти.

Читайте также:  Психоз у ребенка 2, 3 лет - симптомы, лечение

В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды.

Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Этика дзен — не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем.

Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.

Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А.

Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг.

“дзэнский бум” охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.

Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге “Гештальт, ведущий к просветлению” прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются.

Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте “здесь и сейчас” и наблюдать. В этом наблюдении открывается истинная красота мира.

Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное. Медитировать может каждый. Для этого нужно только желание. Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств.

Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

Спасибо, за интерес к теме “что такое Дзен”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/dzen/

Как практиковать дзен-буддизм – часть 1

Дзен-буддизм одна из ключевых практик в развитии самосознания, и ей нужно уделить очень пристальное внимание, так как это основа, фундамент для полноценного развития. Не стоит недооценивать всю силу и красоту дзен-буддизма.

Немного истории дзен-буддизма

Дзен – одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и других странах восточной Азии, отличительной чертой которой являются сосредоточение, отстраненность и абстрагирование. В ранних текстах дзен называют школой созерцания.

В V веке н. э. Бодхидхарма принёс дзен-буддизм из Индии в Китай, откуда впоследствии он распространился в Корею, Вьетнам и Японию. Нужно сказать, что самой широкой популярностью пользуется японский дзен, представленный школами Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото.

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни, и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок.

Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.

И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Махакашьяпа пробудился и достиг просветления, благодаря своему глубокому восприятию и развитому осознанию. Безусловно, этому эффекту предшествует долгая и должная подготовка, без которой сколько ни смотри на цветок, просветление не произойдёт.

Особенно пользовался популярностью дзен у самураев. В те времена междоусобных войн и стычек каждому воину приходилось постоянно совершенствовать свои навыки и повышать боевую эффективность, а эта практика прекрасно укрепляет дух и обостряет восприятие.

Из-за «закрытости» Японии европейцы впервые смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, а распространение дзен-буддизма на Западе связано с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки, который оказал большое влияние на сознание европейцев. Он смог донести идеи и интерпретировать термины и понятия для нашего понимания.

Далее был бум развития этого учения, многие стали ездить на обучение в монастыри Японии. После стали издаваться книги уже западными авторами, создаваться академические труды и всевозможные публикации. Но, как известно, учиться лучше у истоков.

В настоящее время число последователей дзен в Японии составляет более 6 миллионов человек. Из них 4 миллиона человек входят в школу Сото, 2 миллиона человек в школу Риндзай и 100 тысяч человек в школу Обаку. Всего количество последователей японского дзэн по всему миру по данным на 2007 год составляет около 10 млн человек.

Особенности дзен-буддизма

В дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и абстрактность логики.

Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзен?», выразился следующим образом:  — он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте.

Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи.

Ещё один наставник дзен ответил на тот же вопрос так: «Пить чай, есть рис, я провожу своё время естественно, любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие и чувство!»

Подобный уровень осознания проявляется именно таким образом. Человек больше не находится в хаосе мыслей, страхов и беспокойства, он свободен от ума и иллюзорного восприятия.

Дзен-буддизм всячески отрицает логику и всевозможную рациональность, в то же время не препятствуя ей и не противопоставляя, так как это уже будет признаком вовлечённости в процесс и автоматически подверженности им.

Дзен отрицает суть всех вещей, проявляя, таким образом, наивысшую форму утверждения.

Такое отношение к идеям призывает не привязываться к мыслям, чувствам и образу себя, а освобождает от зависимости и обусловленности восприятия. Умом сложно понять некоторые постулаты, но это и не требуется. Дзен-буддизм против попыток что-то объяснить словами, обвешать ярлыками и рационализировать.

Истина находится вне ума. Её нельзя понять, а только осознать, поэтому дзен не учит, а только указывает путь. Нужно не домысливать, а развивать осознание через практику – любые попытки отклониться в сторону философии категорически пресекаются, порой даже в очень грубой форме вплоть до физического воздействия.

Четыре принципа дзен-буддизма

Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен-буддизма:

  • особая передача вне Учения
  • не опираться на слова и тексты
  • прямое указание на сознание человека
  • созерцая свою природу, становиться Буддой.

Что это значит? Передача вне учения означает, что в присутствии Мастера обучение происходит особым образом, он передаёт частичку своего осознания, бытия напрямую ученику, минуя ум и понимание.

Не опираться на слова и тексты – не привязываться к традиционным формам обучения через разговоры. Буддизм предполагает изучение и заучивание сутр, молитвы Будде и поклонение. Дзен-буддизм против этого: не разговоры приведут к просветлению, а действия, только практика.

Прямое указание на сознание человека подразумевает, что нужно ориентироваться на наблюдение самого себя, развивая самосознание. Направленность внимания должна быть не на внешние объекты, коими также можно назвать и мысли, а на то, что лежит за ними – на свою истинную природу.

Созерцая свою природу, становиться Буддой. По мере практики, развивается способность к осознанию, сознание очищается от иллюзорного восприятия, ум становится тихим, гладким, как поверхность воды и непоколебимым, как гора. В этом состоянии человек созерцает себя и осознаёт свою природу Будды.

Практика дзен не учит человека чему-то новому и не воспитывает в нём каких-то навыков, а только лишь освобождает его от хаоса и ненужных вещей, от двойственности сознания. Это звучит как-то легко и не эффектно, так что можно сказать и по-другому.

Человек полностью меняется, он становится свободным от страхов, комплексов, условностей,  становится сильным и свободным, находясь в гармонии с собой и с окружающим миром. На него невозможно никак воздействовать, ибо он не привязан ни к чему.

Практика дзен-буддизма

Огромнейшее значение в практике имеет позиция тела; примечательно, что человек сидит лицом к стене, это улучшает концентрацию. Да и вообще в дзен важны все детали. Адепт крайне скрупулёзно подходит к своему обучению, с завидной педантичностью оттачивая все аспекты.

Позиция. Наш ум очень плотно связан с телом, и для его дисциплинирования необходимо соблюдать нужную позицию во время практики.

Подобно тому, как физической осанкой можно поменять ход своих мыслей, так же и позиция в дзен делает ум более гибким для необходимого эффекта в практике. Наблюдаем знакомую психосоматику, верно? Сидение в позиции, которую вы увидите в видео, называется дзадзен.

Тело периодически будет пытаться выйти из неё, нарушив баланс тела и ума, но вам нужно внимательно за этим следить и возвращаться в исходную позицию.

Сидеть необходимо лицом к стене на покрывале, сложенным в несколько раз. Таз должен быть наклонён вперёд, ягодицы отведены назад. Таким образом, создаётся нужная напряжённость в нижней части живота, в точке сосредоточения танден, располагающейся на 5 см ниже пупка. Почему это важно, я расскажу в следующих статьях, поэтому не забудьте подписаться на получение новых статей.

Грудь, плечи и все остальные мышцы, которые не участвуют в поддержании тела в данной позиции, должны быть расслаблены. Особое внимание нужно обратить на состоянии мышц лица.

Когда человек на чём-то сосредоточен, его лицо часто напряжено, зажато, что сказывается и на состоянии ума. Налицо наличие озабоченности правильным выполнением инструкций, что наоборот мешает практике.

Глаза полуприкрыты, вектор взгляда направлен на точку на полу в 50-100 см от линии ног.

Позиция дзадзен эффективно благоприятствует выведению кишечных газов из организма из-за нужного наклона таза, а также улучшению сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. В дзадзен практикуется естественное дыхание: низ живота выпячивается, производится вдох, при выдохе низ живота втягивается. Не секрет, что мы используем объём лёгких лишь на треть, поэтому также можно попрактиковать дыхательные упражнения.

Хроническая напряжённость диафрагмы не даёт вдохнуть воздух полным объёмом лёгких, поэтому стоит уделить этому моменту особое внимание. Делая вдох, в конце добавляете лёгкое дополнительное выпячивание живота, реализуя до-вдох. Выдыхая, производите лёгкий до-выдох, дополнительно сжимая низ живота. Это также избавляет вас от застойного воздуха в лёгких.

Важно не переусердствовать в дополнительном форсировании дыхательного цикла. Напрягая мышцы живота, нужно выполнять действительно лёгкое усилие, а не судорожно сжимать все мышцы тела, иначе можно даже навредить себе.

Таким образом, процесс дыхания в дзадзен никоим образом не задействует грудную клетку, более того, нужно следить за тем, чтобы она не двигалась рефлекторно и оставалась неподвижной. Дзен-буддизм требует вырабатывать определённую внимательность, некое состояние ума, в котором внимание является важнейшей функцией, и его нужно распределять на разные объекты.

Практика дыхания в дзен способствует выработке такого внимания. В частности, нужно следить за процессом регулирования противодействия напряжённости брюшных мышц и поднятием диафрагмы.

При выдохе сжимаются брюшные мышцы, и диафрагма естественным образом поднимается вверх.

Ваша задача – противодействовать поднятию диафрагмы, так как при поднятии её вверх создаётся напряжённость в грудной клетке, а вам нужно удерживать напряжённость внизу живота в танден.

Это достигается небольшой задержкой дыхания после полного вдоха и полного выдоха. На начальном этапе вы можете не осознавать напряжение диафрагмы во время совершения выдоха, а практика очень кратковременной задержки дыхания даст вам возможность это увидеть.

Счёт дыханий. Для базовой тренировки внимания первый месяц следует практиковать счёт дыханий. На счёт «раз» делаете вдох, на счёт «два» делаете выдох, на счёт «три» вдох, «четыре» выдох.

И так до десяти, потом цикл повторяется заново. Счёт дыхания в дзен делается в уме. Также через пару недель можно сменить порядок счёта и считать выдох на счёт один, а вдох на счёт два.

Позже можно считать только вдохи или только выдохи.

Так вы сидите в позиции дзадзен, считая дыхание до десяти и начиная заново. Спустя небольшой промежуток времени, вы обнаружите, что сбились со счёта и забыли какая сейчас цифра. Это нормально, такое происходит со всеми, вам просто нужно начать заново.

Вас будут отвлекать различные мысли, образы, ассоциации, возникающие по ходу практики, и вы ничего не сможете с этим поделать, этот факт нужно принять, как есть.

Со временем вы придёте к тому, что сможете дольше находиться в состоянии сосредоточения. У вас начнётся вырабатываться так называемая однонаправленность ума, один из терминов дзен. Вы сможете находиться в состоянии концентрации больше 5 минут, и это будет признаком прогресса в практике.

Внимание. Объектом своего внимания выберите область танден, именно там следует сфокусировать и остановить свой ум. При правильной позиции и наклоне таза, в тандене будет создаваться избыточное давление и напряжённость, что будет способствовать  вашей способности к фокусировке.

Область танден является в данном случае центром тяжести всего тела, формируя способность ума к концентрации и однонаправленности. Когда уму приходится выполнять несколько функций одновременно, его склонность к мыслеблудию ограничивается – просто некогда думать о чём-то, когда приходится одинаково эффективно распределять внимание на несколько объектов.

Так вам нужно следить за расслабленностью плечевых мышц, лицевых, поясничных, дабы избежать искусственного перенапряжения поясницы вследствие излишних попыток выпятить ягодицы и опустить живот. Далее нужно следить за дыханием, чтобы оно не было прерывистым, а равномерным и глубоким.

Читайте также:  Девиация - причины, теории, виды, формы, типы

Одновременно с этим, нужно контролировать противодействие диафрагмы и брюшных мышц при выдохе. Точкой фокусировки внимания сделать танден и следить за ним, и плюс ко всему ещё считать дыхание! Согласен, работы много, но это того стоит.

Как практиковать дзен-буддизм — видео

Результаты практики дзен-буддизма

Да, вначале будет сложно и непривычно, но с практикой вы втянетесь, и всё пойдёт нормально. На первых порах будут неметь ноги, поэтому лучше лечь, вытянуть их и дать восстановиться кровообращению минуты три.

В целом высидеть 10 минут без перерыва несложно, а первую неделю делайте практику только по 10-15 минут, и только потом начинайте доводить до получаса.

Если вы будете регулярно практиковать дзен-буддизм по тридцать минут утром и тридцать минут вечером, результаты не заставят себя ждать. Вот некоторые из них:

  • способность долго находиться в состоянии сосредоточения
  • улучшение здоровья
  • повышение тонуса
  • бодрость духа и хорошее настроение
  • повышение уверенности в себе из-за укрепления духа
  • увеличение скорости восприятия и много других.

В следующих частях (часть 2,  часть 3)рассмотрим другие элементы дзен, а пока на этом на сегодня всё, я желаю вам успехов и настоятельно рекомендую дзен-буддизм, как одну из лучших практик мира.

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

_____________________________________________________________________

©

Источник: http://mitin.com.ua/texniki/dzen-buddizm-1.html

Основы философии дзен буддизма

Для европейского человека все, что связано с Востоком, кажется пропитанным духом дзен. Мы весьма вольно толкуем это понятие, воспринимая его как одно из мистических учений, основанных на принципах, проповедуемых в свое время Буддой.

Дзен буддизм — это одна из главных школ буддизма в Юго-Восточной Азии и Китае, которая обрела свои формы в Поднебесной империи примерно к V -VI векам нашей эры.

Очень сильное влияние на становление этого течения оказало учение о дао, оригинальный восточный гибрид религии и философии.

Учение Будды как исток религиозных течений в Юго-Восточной Азии

«Школа созерцания» возникла в Китае, куда учение Будды принес один из его последователей — буддийский Бодхидхарма, более известный как Дамо. Он считается 28 по счету патриархом буддизма (первым был сам Будда Шакьямуни).

От Будды учение перешло без слов и записей в цветке лотоса его ученику — Махакашьяпе.

Этот момент считается основой формирования принципа, на котором впоследствии и будет построен дзен буддизм — передаче учения не путем изучения религиозных текстов и исторических трактатов, а при непосредственном нематериальном контакте учителя и ученика — «от сердца к сердцу».

Сейчас дзен считается наиболее распространенной и популярной буддийской школой, которой посвящено множество печатных и мультимедийных изданий, монографий и исследований. Ее название у всех на слуху и ассоциируется с особым умиротворенным и созерцательным состоянием, которого не касаются материальные мирские проблемы.

Особенности учения в Китае

Прибыв в Китай, Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, откуда и начал распространяться китайский дзен буддизм. Бодхидхарма считается первым патриархом чань буддизма, а всего до распада учения на северную и южную ветвь их насчитывается шестеро.

Чань — это китаизированная форма слова «дхьяна», то есть «созерцание». Учение сформировалось в Китае, где махаянский буддизм удачно наложился на местные традиции даосизма. В результате и возник чань-буддизм, который широко распространился по всему Китаю, а потом был перенесен в соседние государства — Японию, Корею и Вьетнам.

В каждой новой стране религиозное направление «обрастало» своими местными традициями и образами, получая специфические особенности на общей базовой основе буддизма.

В результате родились и окрепли такие местные направления, как тхиен во Вьетнаме, которая оформилась в отдельную ветвь раньше всего — в VI веке, затем, в течение VI-VII веков нашей эры появилась школа сон в Корее, и уже в XII веке сформировалась школа дзен в Японии.

Во времена Маньчжурской династии (Цинь, XVII-XX века) китайский чань постепенно утрачивал свои позиции, в то время как дзен в Японии постепенно распространился за пределы этой страны и стал очень популярен в других странах. С течением времени японское название стало распространятся на все школы буддизма в Азии, и они стали называться национальными школами дзен.

Китайский дзен буддизм распространялся последователями этого учения, которые путешествовали во всей огромной стране, разнося свои знания и обучая народ боевым искусствам и каллиграфии.

При этом они жили среди обычного люда, также занимаясь земледелием, как и весь остальной народ.

Таким образом, учение распространялось от человека к человеку, в точном следовании основным четырем принципам чань-буддизма:

  • Не опираться на письменные источники или религиозные тексты.
  • Передавать знания без слов, как Будда передал их Махакашьяпе.
  • Находится в непосредственном контакте с духовной составляющей человека.
  • Путем созерцания своей исконной природы достичь состояния Будды.

Школа чань внесла свой существенный вклад и в искусство, не только в религиозно-философскую жизнь страны. Чаньскими монахами была создана и доведена до состояния высокого искусства каллиграфия — изображение китайских иероглифов. Наиболее совершенные образцы каллиграфии создавались в состоянии глубокой медитации.

Некоторые сторонники учения слишком буквально воспринимали четыре основных постулата и уничтожали документальные свидетельства, считая, что они противоречат самой базовой идее передаче знаний и просветления без религиозных трактатов или каких-либо записей в любом материальном виде.

При этом неправильным считался и слишком активный, прямолинейный «поиск Будды внутри себя». Считалось, что человек уже Будда, только он этого не знает и не постиг этого.

Но сделать это волевым усилием невозможно, осознание этого должно прийти само собой, почти на бессознательном уровне, как озарение или просветление.

Влияние буддизма на религию Вьетнама

Во Вьетнаме дзен буддизм появился в результате миссионерской деятельности Винитаручи. Этот человек родился на юге Индии, но совершил путешествие в Китай, где стал учеником Сэн Цаня — третьего по счету патриарха китайского буддизма чань.

Он перемещался по стране и пришел с миссионерской деятельностью на территорию нынешнего Вьетнама, где стал основателем школы тхиен, которая является местным вариантом буддийской традиции, переосмысленной в Китае и воспринявшей многие местные традиции и религиозно-философские веяния.

Как и в большинстве государств Юго-Восточной Азии, во Вьетнаме к началу прошлого века это направление постепенно угасало и теряло свою былую влиятельность и популярность.

Однако уже в 30-х годах в народе возникло течение за возрождение старинных традиций вьетнамского тхиен, благодаря чему по стране стали строится многочисленные пагоды и монастыри.

В этой стране традиции пользуются большим уважением и почитаются в народе, а сейчас их стало поддерживать и государство как символ преемственности современного Вьетнама достижений великих царств прошлого.

Сон-буддизм в Корее

В Корею дзен буддизм также проник извне, будучи принесенным туда мастером Помнангом. Он был учеником Даосиня, который был четвертым патриархом в традиции чань. Особенностью корейского дзен, который получил название сон, стало то, что в отличие от предыдущих стран (Китая и Вьетнама), здесь он развивался и распространялся достаточно долго с VII до середины IX века.

За этот период в Корее возникает сразу 9 школ, исповедующих дзен.

В период с начала X по конец XIV века между школой сон и другими, более формализованными и оторванными от реальной жизни школами наблюдаются серьезные противоречия и напряженная обстановка, из-за чего сон стал более популярным и распространенным течением.

Однако в последующий длительный период вплоть до начала XX века сон постепенно утрачивал свои передовые позиции из-за проникновения в страну неоконфуцианства и завоевания им главенствующих позиций в стране.

Ситуация обострялась еще и благодаря тому, что неоконфуцианство поддерживалось официальными властями и правящей верхушкой страны. Буддизм подвергается гонениям, число монастырей постепенно сокращается, в результате чего в стране остается сначала две, а затем всего одна буддийская школа — сон. Монахов не пускают в города, из-за чего распространение учения становится сложным занятием.

После распада страны на Север и Юг, буддизм уцелел только на территории Южной Кореи, будучи полностью уничтоженным коммунистической идеологией КНДР.

После окончания Корейской войны это течение стало возрождаться на территории Южной Кореи, благодаря чему сейчас в стране функционирует сразу несколько крупных монастырей и имеются две большие буддийские школы.

Кроме того, существует международная школа корейского дзен, которая имеет множество филиалов по всему миру, включая США и Российскую Федерацию.

На данный момент именно корейское направление считается наиболее чистым и более всего соответствующим исходным позициям дзэн.

Японский дзен

В отличие от двух предыдущих государств, в Японию дзен буддизм не был принесен иностранным проповедником-миссионером. Японский монах по имени Досё отправился в середине VII века нашей эры в Китай для ознакомления с основами и изучения Йогачары, одного из двух базовых философских направлений махаянского буддизма.

В Китае он стал обучаться у мастера дзен Сюань Цзяна. Благодаря ему Досё полностью проникся духом этой школы и, вернувшись в Японию, создал свою школу, которая наследовала традиции йогачаров и исповедовала дзэн буддизм. Постепенно по стране сформировались несколько школ, основанных на базе китайского чань и испытывавшие сильное влияние местных традиций.

Постепенно из Китая в Японию приходили другие учителя, приносящие с собой традиции чань, что способствовало формированию философии в стране и развитию ряда традиций, сохранившихся до наших дней.

Как и в других государствах, буддизм в Японии неоднократно испытывал взлеты и падения, в последние века находясь под сильным влиянием других религий и философий, в частности, христианства и традиционной японской религии — синтоизма.

Так как японское государство и общество всегда было сильно формализовано и исповедало строгое соблюдение всех правил и законов, то для буддизма это представляло определенные трудности.

Государством длительное время велся строжайший учет всех существующих монастырей и даже монахов, причем их перемещения и деятельность также находились под контролем. Это препятствовало свободному развитию течения, сохраняя стабильность и незыблемость дзен.

Однако внешне оно процветало, так как государство строило новые храмы, один красивее и богаче другого — это было свидетельством богатства и процветания страны.

В более поздние годы в Японии, как и во многих других странах, также неоднократно предпринимались попытки возвращения к исходной, «чистой» форме буддизма, а также прогрессивные методы соединения традиции с современностью. Как бы то ни было, на данный момент в Японии существует более шести миллионов буддистов — последователей дзэн, а это говорит о том, что у него в этой стране множество сторонников и хорошая перспектива на будущее.

Дзен и современность

Естественно, что такое объемное, мощное и всеобъемлющее религиозно-философское течение, как дзен буддизм, не могло не заинтересовать передовые умы на Западе. Однако знакомство с ним осложняла закрытость и труднодоступность многих восточных государств, в частности, Японии, которая открылась западному миру только лишь в X|X веке.

Не способствовала этому и враждебность и подозрительность, с которой первоначально относились к европейским путешественникам, военным, торговцам и исследователям. Их воспринимали как нечто инородное, вторгнувшееся в устоявшийся внутренний мир государства и религии. Постепенно, очень медленно и поэтапно, дзен стал распространяться за пределы Японии, Кореи и Китая.

Немаловажную роль в этом, как ни странно, сыграли христианские миссионеры.

В истории проникновения христианства на Восток есть немало темных пятен и неприятных историй, когда спорящие между собой представители противоборствующих религий опускались до прямых столкновений верующих и даже до поджога церквей и буддийских храмов и монастырей.

Но в то же время между некоторыми значимыми фигурами в местном христианстве и буддизме существовали глубоко уважительные и даже дружеские отношения. Самые умные и дальновидные из христианских проповедников нашли много общего между своей религией и местными верованиями, даже восхищались некоторыми проявлениями дзен.

Именно они первыми принесли в Европу и Америку известия о существовании такого интересного религиозно-философского направления.

В начале XX века в некоторых государствах, особенно в США, появляются книги и научные труды на эту тематику, а также люди, всерьез увлекшиеся восточными практиками.

Но основной всплеск интереса приходится на 60-е годы, когда на фоне сексуальной революции случилась революция духовная, и молодежь массово стала увлекаться религией и философией восточных стран.

Из-за сложности соединения традиционного уклада буддийского монастыря и современного образа жизни появились значительные изменения в стиле дзен. Монастыри перестали существовать исключительно как закрытые сообщества, в них стали допускаться женщины, разрешаться семейная жизнь и работа вне обители.

Женщины даже смогли становиться монахинями и глубоко изучать основы дзэн. Постепенно это направление трансформируется в более светскую, отвлеченную форму. Многие считают такую трактовку извращением природы учения и не хотят признавать его права на существование.

Действительно, крайне трудно сочетать медитации и отвлеченные размышления с практическими и очень приземленными реалиями обычного быта и сексуальной жизнью, рождением детей и «добыванием» денег, средств для существования. Сейчас наряду с упрощенным вариантом существуют и традиционные формы дзен буддизма, признаваемые американцами квадратными, то есть предпочитающими следовать четким историческим указаниям.

Большой интерес представляет симбиоз христианства и дзэн, причем и в этой сфере существуют христианские теологи и буддийские учителя, которые как приветствуют такие тенденции, так и резко негативно о них отзываются.

Словом, у дзен на Западе существует большое будущее, несколько потесненное относительно недавно сюда проникшим и очень популярным тибетским буддизмом, но вполне возможно, способное дать нам уникальный симбиоз нескольких религиозных направлений и течений.

Кто знает, не станет ли он основой новой, универсальной всемирной религии?

Источник: http://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/dzen.html

Ссылка на основную публикацию