Арт-терапия для детей — методы, виды, методики, упражнения

Арт-терапия как направление современной психологии: виды, методы, упражнения для детей и взрослых

Психотерапия

26.01.2018

2.6 тыс.

1.7 тыс.

9 мин.

Арт-терапия как направление практической психологии существует давно из-за благоприятного влияния творчества на людей с психическими расстройствами.

Изначально этот метод был в арсенале психотерапевтов и реабилитологов, а сегодня широко применяется и в психологии для помощи детям и взрослым.

Творческая деятельность отвлекает, позволяет выразить скрытые эмоции, развивает, успокаивает и помогает достичь внутреннюю гармонию. Арт-терапия подразделяется на виды.

Впервые термин «арт-терапия» применил британский художник Адриан Хилл в 30-х годах 20 века. Он заметил, что рисование положительно влияет на эмоциональное состояние людей здоровых и с психическими расстройствами. Сейчас это эффективный метод коррекции эмоциональных состояний с помощью творческой деятельности. Цель — самопознание. Результаты, которых помогает достичь арт-терапия:

  1. 1. Выражение эмоций, в том числе негативных и преобразование их в позитивные, которые большинство взрослых подавляют в себе.
  2. 2. Понимание и принятие себя через прислушивание к своим ощущениям в процессе, это часто помогает найти ответ на интересующий вопрос и выход из сложной ситуации.
  3. 3. Отвлечение от проблем и мыслей, которые угнетают, психологическая перезагрузка.
  4. 4. Повышение самооценки.
  5. 5. Личностное развитие, обретение внутренней гармонии.
  6. 6. Наполнение жизни чем-то интересным и увлекательным.
  7. 7. Реализация творческого потенциала и личностных особенностей через творение.

Основными принципами арт-терапевтических занятий считаются:

  • полное игнорирование понятий «красиво», «правильно», «эстетично» — творение должно выражать внутренние переживания, не имеет значения, как оно выглядит;
  • никто не должен оценивать, критиковать и анализировать работу человека, кроме него самого;
  • для сеанса арт-терапии необязательно присутствие психолога, психотерапевта и т. д., его можно организовать самостоятельно в любое время;
  • человек сам волен выбирать вид арт-терапии;
  • к творению можно возвращаться неограниченное количество раз, пока, по мнению автора, оно не будет завершенным.

Арт-терапию принято классифицировать по нескольким принципам:

  1. 1. Количество пациентов: групповая (в том числе семейная) и индивидуальная.
  2. 2. Возраст пациентов: для детей дошкольников, школьного возраста, подростков, взрослых, пожилых людей.
  3. 3. Участие клиента в процессе: пассивная терапия — когда он только созидает или слушает произведения искусства других авторов; активная — когда сам выступает в роли творца.

Существует множество видов творчества, применяемых для арт-терапии:

Вид арт-терапии Суть Реализация
Музыкальная Прослушивание приятной музыки благоприятно воздействует на психику и самочувствие человека через слуховые рецепторы. Проводится в группах или индивидуально. Музыка может быть любого направления, живая или в записи. Многие люди, испытывая потребность выплеснуть чувства, неосознанно выбирают такой простой и доступный способ, как прослушивание грустных композиций. Это желание вполне естественно и должно быть удовлетворено Подходит людям со всеми отклонениями и проблемами. Не обязательно обращаться к специалистам, достаточно с закрытыми глазами в спокойной обстановке слушать то, что подходит сейчас под настроение
Театральная Игра различных ролей в постановках позволяет улучшить мыслительные процессы и выплеснуть нереализованные чувства Эффективна для людей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой. Стеснительным и замкнутым лучше отдать предпочтение другим видам искусства
Игровая С помощью манипуляций с игрушками можно решить проблемы, которые появились в детстве через воспоминания и возникающие при этом эмоции. В терапии для детей способствует развитию фантазии, воображения и самоактуализации. Задача арт-терапевта — правильно трактовать личностные проявления ребенка и донести нужную информацию родителям для домашней коррекции Подходит как детям, так и взрослым. Для первых это один из основных видов деятельности, для взрослых — способ погрузиться в воспоминания
Художественная (рисование) На бумагу с помощью рисунка выплескиваются внутренние конфликты, переживания, скрытые желания. Оценивая результат, взрослый человек может по-другому посмотреть на свое состояние и понять то, что до этого было скрыто от сознания. Этот вид арт-терапии повышает самооценку, помогает выразить протест, скрытые желания и развивает творческие способности у детей и взрослых. Есть множество техник рисования, выбрать подходящую можно исходя из личных предпочтений Применяется для преодоления невроза. На начальной стадии терапии лучше отдать предпочтение краскам и мягкой кисточке, чем карандашам и фломастерам. Рекомендуется взять широкую палитру цветов. От линеек и прочих предметов, помогающих чертить ровные линии, лучше отказаться
Маскотерапия Маска — предметный образ, символизирующий внутреннее состояние. Разрисовывая и декорируя ее, основываясь на своих ощущениях, можно спроектировать свое текущее состояние Подходит людям с комплексами и серьезными проблемами, связанными с восприятием себя как части общества
Песочная Клиенту детского, взрослого или пожилого возраста предлагается остаться наедине с собой и нарисовать картину на песке. На бессознательном уровне через акт творения и тактильные ощущения снимается внутреннее напряжение, рассеивается тревожность. Переживания и внутренние конфликты в огражденном пространстве выливаются в зримые образы, которые можно проанализировать и найти выход из ситуации, а также улучшить мнение о себе Идеально подходит как метод профилактики психических расстройств, для разрядки интровертов в трудной ситуации
Коллаж Человеку предлагается создать объемную картину, используя различные по текстуре виды бумаги, природные материалы, ткань и любые подручные средства. Все детали необходимо приклеивать на ватман или большой лист бумаги скотчем, клеем или степлером. Картина может иметь определенный сюжет или быть просто набором изображений, понятным только самому автору. Этот вид арт-терапии позволяет раскрыть творческий потенциал, выявить скрытые желания и снять нервное напряжение. На групповых сеансах позволяет сплотить участников. Рекомендуется использовать только на завершающей стадии терапии, когда состояние человека значительно улучшилось, ответы на вопросы найдены и хочется просто спокойно и отвлеченно созидать творение. Хорошо подойдет в качестве профилактики стрессов. Можно создавать коллаж и в домашних условиях в качестве визуализации планов на будущее
Цветовая Пациент наносит на свое тело или тело партнера краски различных цветов, выражая свое внутреннее состояние. Кроме творческой реализации, разные цвета позволяют благоприятно влиять на органы разных систем через визуальное восприятие. Этот способ эффективен для снятия напряжения и избавления от комплексов Психологи рекомендуют применять цветотерапию парам, в чьих отношениях возникло напряжение и отчужденность. Выплескивая свои переживания и обиды через краску и взаимодействуя тактильно, они сближаются и становятся более открыты друг к другу
Сказкотерапия Сочиняя сказки с примерами, иллюстрирующими моральные ценности, клиенту помогают разобраться в себе, найти ответ на волнующие вопросы, сделать выводы. Автор сказки должен быть осведомлен в проблемах клиента и завоевать его доверие. Сама сказка не должна иметь никаких четких указаний, только подтекст и ситуации, которые можно оценивать с разных сторон. Обсуждая эту историю и анализируя ее, человек может провести параллели с событиями собственной жизни и понять, что на них можно смотреть под разными углами и делать различные выводы Применяется в основном для поддержания эмоционального состояния детей, но в отдельных случаях эту разновидность используют и взрослые
Лепка Используя тесто для лепки или пластилин, можно выразить свой внутренний мир и сбросить негатив, создавая скульптуру. Во время такого тренинга происходит реализация не только творческого потенциал, но и успокаивается нервная система благодаря тактильному контакту с податливым материалом. Этот вид арт-терапии некоторые специалисты считают способом натолкнуть человека на мысль, что в его силах «слепить» что угодно из проблемы, сконцентрировавшись на ситуации Идеально подойдет людям, переполненными агрессией и злостью

Разновидности арт-терапии одновременно являются ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума. Кроме перечисленных, широко применяются фототерапия и способ с использованием метафорических карточек.

Эффективные упражнения для взрослых:

  1. 1. Обсуждение музыкальной композиции или картины художника после длительного изучения творения. Анализ позволяет по-разному смотреть на одну и ту же ситуацию, дать волю фантазии и домыслить некоторые факты, делать определенные выводы на основании личного восприятия и опыта. Рассуждая на тему чужого творения, человек отвлекается, начинает мыслить шире и в будущем может проводить параллели со своими внутренними переживаниями. Подобное упражнение целесообразно проводить в группах: точки зрения разных людей помогут расширить кругозор и научиться принимать мнения, отличные от собственного.
  2. 2. Рисование ограниченным количеством цветов: любимым и нейтральным, наиболее характеризующими личность. Картина может быть сюжетной или абстрактной. Помогает выплеснуть на бумагу негативные эмоции, злость, агрессию.
  3. 3. Рисовать каракули в отдельном блокноте ежедневно на протяжении 10 дней. Одновременно нужно делать пометки касательно своих текущих переживаний и эмоций.
  4. 4. Раскрашивание рисунков в раскрасках-антистресс. Их можно купить готовыми или создавать самостоятельно. Прием нацелен на успокоение нервной системы, снятие напряжения и систематизацию мыслей.
  5. 5. Создание образа своей проблемы из пластилина, воска или глины. Затем с фигурой нужно поговорить откровенно, далее избавиться от нее или трансформировать в другой образ, более позитивный.
  6. 6. Сочинение сказки для своего ребенка (в случае семейной арт-терапии). Процесс позволит понять, совпадает ли желание родителя донести что-то до малыша с его с готовностью воспринять информацию, природу конфликта между поколениями, сблизит родных людей.
  7. 7. Создание коллажа на любую из тем: «Я через год», «Я без своей проблемы», «Зачем мне…». Визуализация поможет найти способы достижения целей и устранения трудностей, определиться с выбором, принять важное решение, избавиться от комплексов.

Методики и приемы арт-терапии для детей:

  1. 1. Во время звучания песни нужно подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.
  2. 2. Нарисовать людей или предметы на заданную или вольную тему («Кем я хочу быть», «Моя мечта», «Мои родственники»). Поможет специалисту понять, как ребенок воспринимает себя и окружающих, его самооценку и скрытие желания.
  3. 3. Нарисовать картину пальцами, природными материалами, краской без заданной темы. Это прием марания, нацелен на выброс негативных эмоций у детей (особенно дошкольного возраста) склонных к агрессии и гиперактивности, на развитие фантазии.
  4. 4. Сделать произвольное количество отпечатков ладошки, пальцев или других предметов на бумаге с помощью красок. Это прием монотипии, он помогает справиться со злостью.
  5. 5. Нарисовать любую картину на мокром листе бумаги красками. Капли красок разных цветов будут растекаться, переходя одна в другую, образуя причудливые абстрактные формы и новые оттенки. Участвуя в процессе и наблюдая за ним, ребенок успокаивается, снимает напряжение и отвлекается от проблем.
  6. 6. Нарисовать что угодно карандашами, мелками или фломастерами с помощью завитков и каракуль. Прием широко используется в психотерапевтических практиках. Упражнение позволяет снять мышечный тонус и развивает усидчивость.
  7. 7. Слепить из пластелина то, что тревожит ребенка, высказать творению все, что хочется, уничтожить его или трансформировать в более привлекательную фигуру. Упражнение помогает сбросить напряжение и найти решение проблемы. Подходит детям старшего возраста.
Читайте также:  Как заинтересовать мужчину - разговором, по переписке

Учитывая безвредность метода арт-терапии, ее можно применять в домашних условиях.

Просмотр фильма, прослушивание музыки и искреннее обсуждение, особенно волнительных моментов, с близкими, рисование в блокноте, сочинение историй, песен или стихов помогут отвлечься от трудностей, сублимировать негатив. Рекомендуется практиковать любые способы творческой разрядки регулярно, чтобы избежать депрессивных состояний.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/art-terapiya.html

Арт-терапия в работе со взрослым или ребенком — цели, задачи и результаты психологической методики

В психологии есть направление для коррекции психосоматических расстройств, основанное на использовании изобразительных искусств и других терапевтических методов.

Называется такая методика современной психотерапии арт-терапия, а входит в нее множество разных видов творчества для детей и упражнения для взрослых.

Такой подход помогает избавиться от страхов, сомнений или тягостных переживаний, выразить эмоции, состояния и развить творческие способности.

Лечение искусством – это один из эффективных методов психологической коррекции пациентов с разными расстройствами. Работа ведется с помощью рисунков, кино, музыки, театра или пения.

Арт-психология помогает пациенту преодолеть сложные барьеры в эмоциональном общении, учит художественному самовыражению и позволяют развивать скрытые таланты.

У этой техники нет противопоказаний – этой формой психотерапии можно заниматься вне зависимости от возраста, уровня интеллекта.

В специализированных медицинских центрах такой метод психотерапии используется при комплексном лечении алкогольной зависимости или наркомании, для облегчения состояния тяжелых онкологических больных.

Применение методики лечения искусством не регламентируется. Техники используются для коррекции сознания и у взрослых, и у детей.

Однако на практике эффективность терапии особенно проявляется при следующих случаях:

  • стрессах, нервных расстройствах, депрессиях;
  • низкой самооценке;
  • повышенной импульсивности, чувстве тревоги;
  • немотивированной агрессии;
  • неуправляемом чувстве ревности;
  • трудностях эмоционального или психического развития;
  • раздвоении личности;
  • наличии необоснованных страхов или фобий.

Польза

Преимуществ у арт-методик много.

Во-первых, при занятиях творчеством человек может выразить свой внутренний мир, показать свои эмоции и чувства, благодаря чему ощутить облегчение от выплеснутой информации.

Во-вторых, такой способ самореализации помогает понять психотерапевту суть проблемы, о которой человек не может сказать вслух, и значит – правильно предложить дальнейшее лечение или действия.

Цели арт-терапии

Можно подумать, что занятия танцами, постановка сценок или рисование помогают полностью излечиться – очищают подсознание, корректируют личность пациента. Однако это не совсем верная точка зрения. Терапия творчеством – дает пациентам стимул для достижения этих целей. Рассматриваются такие задачи:

  • создать оптимальные условия для клиента, которые способствуют четкой вербализации тех чувств, которые он привык в себе подавлять;
  • помочь найти правильный и социально приемлемый выход негативным и позитивным реакциям;
  • облегчить общий процесс лечения, устранить внутренние противоречия и конфликты;
  • получить визуализированные материалы, которые отражают внутренний мир человека;
  • наладить творческое общение;
  • развить чувство самодостаточности, повысить самооценку;
  • научить контролировать свои мысли, чувства и действия;
  • развить творческий потенциал.

Функции

Методы такой терапии несут в себе несколько функций:

  • Рефлексивно-коммуникативная. Благодаря процессам творчества происходит коррекция личности, формируются навыки правильной и адекватной оценки ситуации, развивается способность человека к жизни в обществе.
  • Катарсистеческая, или опустошающая. Психологи считают, занятия художественным творчеством помогают пациентам избавляться от негативных мыслей, страхов и фобий.
  • Регулятивная. Происходит снятие напряжения, человек получает положительные эмоции, за счет чего моделируется восприятие окружающего мира и сосредоточенность на процессе.

Для психологической коррекции используются разные виды творчества: рисование, лепку, создание кукол, танцы, музыку, театр или кино, песочный тренинг. Каждый человек может выбрать то, что ему больше всего нравится и развиваться в этом направлении. Однако из всей этой массы активно используются такие техники арт-терапии:

  • Изотерапия – воздействие на психоэмоциональный мир пациента при помощи живописи или скульптуры. Такое лечение выбирается для пациентов, которые плохо владеют устной речью, не могут правильно сформулировать или выразить свои мысли, чувства, переживания.
  • Библиотерапия – лечение чтением книг. Литература подбирается исходя из поставленных задач реабилитации и эмоционального состояния пациента. Важно, чтобы пациент не просто прочел книгу, а обсудил прочитанное с близкими, поделился своим пониманием изложенного текста.
  • Имаготерапия – лечение через театральные образы. С помощью этой методики психотерапевты учат своих пациентов правильно реагировать на тяжелые жизненные ситуации, контролировать свои чувства, развивают способности к перевоплощению. Зачастую трудное актерское мастерство способствует развитию правильной техники речи и координации.

Упражнения арт-терапии

Существуют разные арт-терапевтические упражнения, которые можно выполнять, не выходя из собственного дома. Проводить занятия можно как самостоятельно, так и в кругу семьи: с детьми или мужем.

Главное – создать спокойную, уютную атмосферы и подготовить все необходимое.

Поскольку основная задача этой методики – изменить плохое внутреннее состояние на хорошее, привести в норму мысли и чувства, то дома можно попробовать простое упражнение «Настроение»:

  1. Возьмите плотный чистый лист бумаги, цветные фломастеры, краски или карандаши.
  2. Нарисуйте на бумаге собственное настроение, используя ассоциативные предметы и фантазию.
  3. После того, как картина будет готова, добавьте в нее немного красок. Попробуйте сделать рисунок ярче или дорисовать мелкие детали – проще говоря, измените свое настроение ы лучшую сторону.

Еще одно простое задание изобразительного творчества из мира психологии поможет познать себя, лучше разбираться в эмоциональных переживаниях. Называется оно «Автопортрет». Он помогает поднять самооценку, стимулирует на работу над собственной внешностью:

  1. На бумаге нарисуйте себя самого: только портрет, по пояс или в полный рост.
  2. Когда рисунок будет готов, рассмотрите его, подумайте: что бы вы хотели изменить или добавить.
  3. Дорисуйте недостающие детали картинки.

Арт-терапия для детей

Назначается детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сиротам. Она помогает в реабилитации после операций.

Нужна методика в кризисные периоды подросткам и маленьким из благополучных семей: при первом посещении детского садика или когда ребенок пошел в первый класс.

Групповые занятия помогают найти способы общения с другими детьми, реализовать себя в творческом самовыражении, учат усидчивости. В зависимости от проблем выбираются такие методы арт-терапии в работе с детьми:

  • Детям, скупым на эмоции, для самопознания арт-терапевт порекомендует занятия, направленные на передачу характера предмета. Применяются: лепка из пластилина или глины, рисование.
  • При межличностных конфликтах в детском коллективе или семье выбирается комплексный подход – создание художественного объекта, где каждый участник должен внести свой вклад в занятия по арт-терапии.
  • Если у ребенка есть сильные страхи, он молчалив и угрюм – попробуйте рисование.
  • Активным деткам подойдут такие направления психотерапии: танцы, пение или гимнастика.

Видео

Отзывы

Источник: https://sovets.net/13316-art-terapiya.html

Методы арт-терапии: как это работает

Арт-терапия – это одно из самых загадочных и привлекательных направлений практической психологии и психотерапии. Методы арт-терапии весьма разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода, помимо того, арт-терапия популярна в психологическом консультировании и в психотерапии.

Фото Василисы Русаковой, рисунок коллективного авторства

Что такое арт-терапия?

Обычно, говоря об арт-терапии, мы подразумеваем так называемую терапию изобразительным искусством (англ.: art therapy), хотя в более широком смысле понятие арт-терапия (англ.: arts therapy) включает также и музыкальную терапию, танцевально-двигательную терапию, драма-терапию и некоторые другие группы методов для детей, подростков и взрослых.

Арт-терапия используется как метод психологической коррекции в работе с детскими неврозами, фобиями и расстройствами поведения.

Кроме того, в последнее десятилетие активно развивается полимодальная арт-терапия (англ.: expressive arts therapy), методики которой включают творческую активность одновременно в разных областях:

  • в изобразительном искусстве;
  • в драме;
  • в движении;
  • в танце;
  • в музыке;
  • в литературном творчестве.

Арт-терапия как направление психологии и психотерапии берет начало в 40-х годах прошлого века в США, а в настоящий момент распространена в США, Великобритании и других странах западной Европы, в Израиле и несколько меньше – России.

Кто такой арт-терапевт?

В арттерапию ведут разные дороги, порой извилистые и тернистые, как это часто бывает с творческими профессиями. Пожалуй, наиболее важный профессиональный инструмент арт-терапевта – это его личность. Активное собственное творчество, спонтанность и аутентичность отличают хорошего арт-терапевта. Как же стать арт-терапевтом:

  1. Художники получают дополнительную специализацию по арт-терапии и затем начинают деятельность в арт-терапевтической студии, как правило реализуя недирективный подход.
  2. Психолог также может получить дополнительное арт-терапевтическое образование, и затем использовать элементы арт-терапии в своей обычной работе или вести практику в формате арт-терапии.
  3. Медицинские работники, как правило – врачи-психиатры, также иногда проходят обучение арт-терапии, чтобы помогать своим пациентам с большей эффективностью.

От базового образования и области практики арт-терапевта во многом зависит его подход, в каждом из них есть свои привлекательные стороны и это стоит иметь в виду при выборе специалиста.

Источник: https://opsihike.ru/pomogi_sebe_sam/metody-art-terapii.html

В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии.

«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ — ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Если говорить о возможностях арт-терапии, то можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером.

Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста.

Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт — терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт — терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Читайте также:  Как успокоиться, если сильно нервничаешь - советы психолога

На первый взгляд эта тема тесно связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что мы ,воспитатели, часто являемся свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека –это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.

Для избавления от негативных состояний детей я попробовала применить техники арт-терапии и увидела положительные результаты.

Арт –терапия , т.е повторюсь лечение искусством –простой и эффективный способ психологической помощи , основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям , отвлекает их от неприятных эмоций , способствует повышению самооценки.

Обычно раскрыться ребёнку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Для коррекции таких состояний можно успешно применять такие виды арт-терапии.

Классификация арт-терапевтических методов:

1.Изотерапия

2.Игротерапия

3.Музыкотерапия

4.Сказкотерапия

5.Цветотерапия

6.Песочная терапия

7.Терапия водой

8.Музыкально — двигательная терапия

9.Мандалотерапия.

Методы и приёмы арт-терапии:

1.Информационно-рецептивный. (Рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.)

2.Словесный.  ( Беседа, рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.)

3.Репродуктивный.(приём повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.)

  1. Эвристический. (Проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятиях, т.е выполнение части работы самостоятельно.)

5.Исследовательский.(Самостоятельное выполнение всей работы.)

Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия. Вот один из способов преодоления барьеров в общении ребёнка, взаимодействия с партнёром и развития чувства его востребованности. Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, чего хочется ребенку.

Через определенный промежуток времени рисунок передается другому ребенку, сидящему рядом. Так происходит несколько раз. Затем проводится обсуждение полученных рисунков. Для этого приема применимы все нетрадиционные способы рисования: кляксография, монотипия, рисование пальчиками, ладошками, отпечатками листьев и т.

д.

Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика.  А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.

Данный метод способствует преодолению коммуникативных барьеров, создает благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, содействует повышению уверенности в себе.

— Давайте полюбуемся вашими рисунками.

— Как теперь ваш рисунок? Лучше или хуже?

— А что можно добавить, чтобы стало еще лучше?

Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных,импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции я в своей старшей группе в работе с детьми пробую применять метод мандала.

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Для педагога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной , диагностической и развивающей работе. Поэтому я хочу познакомить вас с некоторыми технологиями применения  мандал в практической деятельности.

— предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;

— создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Цель данной работы:

— коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

— изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

— диагностика и коррекция конкретной проблемы;

— развитие творческих способностей;

— развитие мелкой моторики руки.

Правила работы воспитателя с детьми при использовании мандал-раскрасок:

  1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).
  2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.
  3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.
  4. Практикуется использование музыкального сопровождения.
  5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.
  6. Воспитатель следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.
  7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.
  8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

— Следующий метод, с которым я хочу вас познакомить, называется игротерапия.

Игротерапия — это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром-ИГРА.

Цель игротерапии-не переделывать ребёнка, не менять его, не учить каким-то социально-поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, помочь осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

В своей повседневной деятельности мы, педагоги, используем множество игр подвижных,дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых.

Но игру можно использовать в качестве способа коррекции негативного поведения ребенка.

Детям трудно ясно описать свои мысли и чувства, но они способны в игре «показать» свои мысли, переживания, желания и страхи.

На слайдах показаны примеры психологических игр  «Снеговик», «Волшебные очки». Они снимают психо-эмоциональное и мышечное напряжение, вызывают у детей положительные эмоции.

 «Волшебные очки»

Воспитатель: У меня в руках волшебные очки. Все, кто их надевает, видит в человеке только хорошее. Я вижу…

Цель этих игр —  развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

— А следующая игра направлена на снятие мышечного напряжения во всем теле.

«Снеговик»

Дети превращаются в снеговиков: они встают, надувают щёки и разводят руки в стороны. И так стоят 10 сек. Воспитатель :«А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика и он начал таять.» Дети постепенно расслабляются ,начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.

Одним из способов арт-терапии считают цветотерапию. Данный метод стал в последнее время очень актуальным.

Издавна цвету приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Мы воспринимаем с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости.

Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

— Предлагаю Вашему вниманию игру, направленную на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«Покрывала феи» — цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию.

Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну.

Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг малыша.

 (Цвет – это свет, световые волны).

Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современн1      ёое время она официально признана медициной.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета — красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир

.

Сказкотерапия для детей дошкольников и школьников

Детские психологические проблемы, такие как страхи, нервные тики, агрессивность, энурез, девиантное поведение и др., могут быть решены с помощью сказкотерапии для детей.

Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные сказки, истории, притчи, басни и др.

В сказкотерапии применяются детские сказки в зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:

  1. Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и медпроцедурами, и др.
  2. Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей, дошкольников и школьников
  3. Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада, при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.
  4. Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами: ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы, развод и новая семья, и др.
  5. Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых животных…

Т.о., арт-терапия имеет преимущества перед другими формами работ: работа может вестись коллективно, не требует  художественных навыков, способствует снятию эмоционального напряжения и она доставляет удовольствие!

Источник: https://nikitina-zddou26.edumsko.ru/portfolio/post/1253422

Арт терапия методики

Основная идея, принцип работы и залог эффективности.

Такое простое задание может очень много рассказать о человеке!

Средства арт-терапии ч. 1: основные

Средства арт-терапии ч. 3: повседневные

Список всего того, что вы можете использовать для занятий, чтобы они всегда были интересными и разнообразными.

Тест РНЖ интересно как проводить, так и интерпретировать. В результате у вас получается собственная сказка с иллюстрацией.

Арт-терапия упражнения: Как преодолеть страх

Говорят, что для этого его надо нарисовать. Но неужели он от этого пройдет? Только если ПРАВИЛЬНО его нарисовать!

Один из самых распространенных и показательных тестов, который можно проводить практически в любом возрасте с детьми и взрослыми. Интересный пример: семья-поезд!

Автопортрет — отличное упражнение для работы с самооценкой и представлением о себе.

Арт-терапия упражнения: Моё настроение

«Нарисуй своё настроение» — что может быть проще? Однако это только первый шаг, чтобы заглянуть внутрь себя и отразить увиденное на бумаге.

Существует много тестов, где предлагают что-либо продолжить, закончить (рисунок, предложение, сказку). Один из них — так называемые «квадраты» Вартегга.

Арт-терапия упражнения: Путь к цели

Это необычное упражнение помогает актуализировать такие качества, как стремление к успеху, к достижению цели и даже получение удовольствия от преодоления трудностей.

Рисуночные тесты: «Детский сад»

Тест для определения уровня успешности адаптации ребёнка к детскому саду.

Рисуночные тесты: «Человек»

Универсальный психологический тест: подходит как для определения уровня интеллекта у детей, так и для диагностики системы представлений о себе у людей всех возрастов.

Арт-терапия упражнения: Придумай сказку

Придумать свою сказку — значит выразить сказочным языком свое представление о жизни, свои волнения и ожидания от будущего.

Читайте также:  Внушение - техника метода

Медитативные раскраски-антистресс

Медитативные рисунки состоят из множества элементов специально для того, чтобы вы сосредоточились на них и отвлеклись от насущных проблем.

Вернуться на главную страницуАрт-терапия для детей.

арт-терапия для детей, рисуночные тесты, детские страхи, тесты для родителей, скачать тренинг

© Арт-психология.ру 2008-2016г. Реклама на сайте. При использовании информации активная ссылка обязательна. Карта сайта

Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП -тренер, арт-терапевт — Логинова Ольга Иосифовна

Контактный телефон: 8(916) 555-98-10 E-mail: psycholog50@mail.ru г. Москва

Статьи по психологии

Методы арт-терапии в психологическом консультировании

Арт-терапия – это лечение искусством психических или психосоматических заболеваний. Человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «прорабатывая» их через творческое переживание.

К методам арттерапии относятся следующие направления:

Как одно из направлений фототерапии можно выделить работу с метафорическими картами. В настоящее время выпущены различные наборы метафорических карт (рисованные, фотографии).

Размер карт — от формата карманного календаря до размера открытки. Какие карты выбирать — зависит от предпочтений самого терапевта и можно опираться на желания клиента.

Спросить его с какими картами ему хочется работать.

Логинова О.И. «Метафорические фотокарты в семейном консультировании» и Практическое руководство «Как преодолеть семейные кризисы» подробней

Видео — автор Логинова О.И.

Рисуем пластилиновые картины

Видео. Пластилиновая картина «Кораблик». По сказкам Пушкина. Видеоурок. Вы можете взять любую сказку Пушкина и создать свою пластилиновую страну.

Видеоурок. Пластилиновая картина на картоне. тема: «Роза».

Одним из прекрасных цветков на свете является Роза.

Видеоурок. Пластилиновая живопись. Тема: «Море».

Море в психоанализе — это символ бессознательного. Это одна из четырех стихий. Море — это мощный поток энергии.

Методы арт терапии используются при работе с психологическими травмами, при потере близкого человека , психосоматических проявлениях , работе с чувствами и эмоциями, при работе с лишним весом, работе с целью. Методы арт-терапии используются с детьми от 3 лет и старше и взрослыми любого возраста.

Страх – это сильнейшее внутреннее напряжение. Сильный страх может испепелить человека изнутри на уровне духа и тела. Так известный миллионер Д.Рокфеллер из-за боязни потерять деньги, в 53 года потерял почти все волосы, вплоть до того, что у него выпали ресницы.

Очень сильный страх многие люди испытывают при публичном выступлении, хотя в других ситуациях эти же люди проявляют твердый характер и силу духа. Испытывая страх, человек находится в постоянном стрессе , который влияет на качество жизни .

Поэтому напряжение, испытываемое в определенных ситуациях, необходимо снизить и даже нейтрализовать.

В психологии существует много методов для преодоления различных видов страха . Для работы со страхом наряду с другими методами применяют методы арттерапии.

Одно из направлений арт-терапии: изотерапия (арттерапия рисунки). Психолог предлагает человеку, пришедшему на прием, проработать свой страх, тревогу, осознать источник возникновения страха через свой рисунок.

Чаще всего на первом занятии многие говорят одну и туже фразу: «Я не умею рисовать» , но цель занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы человек смог выразить на листе бумаги свое внутреннее состояние.

Свой страх или тревогу можно рисовать красками, цветными карандашами или фломастерами. Если есть возможность и желание, то можно нарисовать свой страх или тревогу на песке. После чего это символическое изображение можно разрушить или стереть.

Видео автор Логинова О.И.

Арт-терапевтические техники по изотерапии

Техника «рисование пальцами с использованием гуаши»

Основательницей современного рисования пальцами является Рут Ф. Шоу.

К счастью, человека нередко переполняет такая сильная эмоция, как радость. И это тоже можно выразить на листе бумаги. Рисунки человека достаточно информативны. Нет хороших или плохих рисунков при терапевтической работе. Рисунки — это выражение внутреннего состояния человека.

Радость это или печаль, спокойствие или нап ряжение, гнев или любовь. В ходе работы над рисунком часто происходит раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то — выявление творческих способностей.

Но прежде чем человек действительно почувствует себя комфортно, избавится от негатива, который отравляет жизнь порой не один год, пройдет немало времени, т.к. этот процесс довольно длительный и трудоемкий. На консультации у психолога идет проработка негативных мыслей и замещение их позитивными.

Во время консультации очень важно взаимопонимание и взаимодоверие между психологом и человеком, пришедшим на консультацию со своими проблемами. Порой человек рассказывает психологу такие вещи, которые не может рассказать даже самым близким людям.

Необходимо отметить, что задача психолога состоит не только в том, чтобы проанализировать один конкретный случай, а в том, чтобы постепенно научить человека самому анализировать те или иные ситуации, использовать внутренние ресурсы и справляться с возникающими трудностями и проблемами при любых условиях, используя творческую деятельность.

Оказание психологической помощи в случае возникновения страха, тревожности, нарушения сна, семейных проблем, стрессе

Вы можете написать письмо по эл.адресу : psycholog50@mail.ru

или позвонить по телефону: +7(916)555-98-10

© ЛОГИНОВА О.И. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ», 2005-2017.

® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта

допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.

Методы и виды арт-терапии

Это различные виды арт-терапии, которые могут применяться при лечении как психологических, так и соматических заболеваний. Используемые методы арт-терапии включают в себя технологии воздействия на подсознание и закрепление условных рефлексов.

Арт-терапия (АТ) — это метод лечения, основанный на привлечении взрослого или ребенка к занятиям творчеством и на восприятии им готовых предметов искусства.

Выделяют активную и пассивную арт-терапию. Первая предполагает побуждение к самостоятельному творчеству, пассивная — основана на использовании уже существующих произведений искусства. Также она может быть групповой и индивидуальной.

Арт-терапия проводится в специально оборудованном помещении и в присутствии арт-терапевта.

В ходе занятий используются: рисунок, живопись, графика, скульптура, чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т.д.

В качестве материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т.п.), так и искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т.п.).

В современной медицине технологии арт-терапии включают в себя различные школы и направления, иногда по-разному понимающие суть дисциплины и с различных сторон объясняющие ее лечебные эффекты.

Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражения, развития личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы. В последнее время функции арт-терапии широко используются для оказания психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами; имеющим замедленное развитие.

Где находит свое применение арт-терапия? Внутренний мир ребенка сложен и многообразен.

Как помочь ему увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье? Сделать это проще через игры и творчество, особенно детям, испытывающим трудности в вербальном общении. И все это возможности арт-терапии.

Один из основных методов арт-терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

Современная изотерапия — это в основном процесс художественного творчества. Арт-терапия рисованием используется широко.

Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона.

Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о высокой чувствительности. Цвета, их расположение, игра красок — это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние.

Конкретные методы изотерапии подбираются в зависимости от состояния и возможностей пациента.

Музыкальная арт-терапия основана на процессе слушания музыки и музицирования. Еще в XIX в. ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т.д. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы.

Музыкотерапия — это метод, который широко используется даже на этапе внутриутробного развития плода. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка.

Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки.

Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.

Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги, движения под музыку.

Современная наука рассматривает методы игротерапии как одно из наиболее эффективных средств коррекции. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Цель использования игровой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В настоящее время игротерапия — это широкие возможности влияния на подсознание ребенка.

Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказка для ребенка — особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенком форме.

Учитывая разнообразие форм, мягкое воздействие, естественность и легкость восприятия арт-терапии, эта форма медицинского психотерапевтического сопровождения становится весьма перспективным, ценным, а порой и незаменимым инструментом практической работы с некоторыми категориями маленьких пациентов.

Это различные виды арт-терапии, которые могут применяться .

Это различные виды арт-терапии, которые могут применяться .

Это различные виды арт-терапии, которые могут применяться .

Это различные виды арт-терапии, которые могут применяться .

Что такое арт-терапия: теория и практика. Возможности, методы, техники, упражнения, рисуночные тесты.

Методы арт терапии в психологическом консультировании. Психологическая помощь детям и взрослым с помощью методов Арт-терапии. При работе используют сказкотерапию, песочную терапию, фототерапию, работу с глиной. С помощью рисования можно справиться с различными эмоциональными состояниями (обида, горе, вина, злость, сомнения и др.)
Методы, технологии и возможности арт-терапии: рисования и изотерапия, сказкотерапия и музыкотерапия, игротерапия | Женский журнал «Девять линий жизни»

Источник: http://notoffended.ru/stati-po-psixologii/art-terapiya-metodiki/

Ссылка на основную публикацию