Адаптивность социальная, принцип адаптивности в психологии

Адаптивность – в психологии, социальная адаптивность, принципы

Человек не рождается приспособленным к жизни в окружающем мире. Человеку даются инстинкты, которые заставляют его выживать, стремиться сохранить свою жизнь, продлить ее через своих детей, а также оставить какой-то след в истории человечества.

Однако инстинкты еще не говорят о том, что человек адаптировался.

В психологии часто рассматривается социальная адаптивность, принципы которой заключаются в том, что человек сознательно принимает те правила и рамки жизни людей, которые позволят ему комфортно сосуществовать с остальными.

Адаптивность воспринимается интернет-журналом psytheater.com очень важным качеством.

Каждый человек склонен к адаптивности, то есть приспособлению к жизни в новом для себя мире, однако у всех людей получается сделать это по-своему. Каждый приспосабливается, как может.

Порой это не всегда становится удачной стратегией. Однако у человека есть предпосылки к тому, чтобы сформировались те адаптивные модели и стратегии, которыми он пользуется.

Почему одни люди живут богато, а другие — бедно? Каждый из них приспособился к одним и тем же условиям жизни так, как смог, как было удобно, как получилось, как сам себе позволил. Образ жизни полностью зависит от того, какие решения человек принимает. Но сам человек довольно часто становится зависимым от тех условий, в которых он находится.

Образ жизни – это тот способ, благодаря которому человек сумел приспособиться к тем условиям жизни, в которых он находится. Почему он не смог иначе приспособиться к ним? Потому что человек руководствуется собственными страхами, комплексами, убеждениями, которые заставляют его приспособиться так, а не иначе.

Тот образ жизни, который вы ведете, — самый наилучший способ приспособления к тем условиям и обстоятельствам жизни, в которых периодически или постоянно пребываете. Разные люди в одних и тех же условиях приспосабливаются по-разному, как и разные условия жизни позволяют одному и тому же человеку вести себя по-разному.

Соответственно, тот образ жизни, который вы ведете, каким бы приятным или отвратительным он ни был, стал вашим решением, которое вы приняли, когда приспосабливались к нему.

И руководили вами не только внешние обстоятельства, но и ваши внутренние страхи, комплексы, убеждения, которые диктуют вам, что себе позволять и не позволять, на что идти и не идти, что себе разрешать и не разрешать, и т. д.

Если человек избавится от собственных внутренних ограничений, тогда станет способным приспособиться к любым условиям жизни, получая все выгоды, которые ему нужны. Люди по-разному ведут себя в одних и тех же обстоятельствах.

Это говорит о том, что человек ведет себя в обстоятельствах жизни так, как сам себе это позволяет, основываясь на собственных страхах, комплексах и предубеждениях.

А если всего этого не будет? Тогда человек в любых условиях жизни будет себя перестраивать так, чтобы получать выгоду даже там, где он не мог ее раньше найти.

Условия жизни могут быть разными. Но только от самого человека – его страхов, убеждений, мыслей, комплексов – зависит то, будет он жить успешно или нет. Простыми словами это называется способностью приспособиться к обстоятельствам так, чтобы получать выгоду.

Если какие-то обстоятельства заставляют вас быть бедным, никчемным и неуспешным, то поймите следующее: это ваши собственные страхи, мысли, комплексы и убеждения мешают в этих обстоятельствах быть счастливчиком. Если вы недовольны своим образом жизни, то измените его. И в этом вам поможет избавление от тех внутренних барьеров, которыми вы сами себя ограничиваете.

Что такое адаптивность?

Адаптивность является широким понятием, а не просто качеством человека. Абсолютно все люди являются адаптивными.

Отличается лишь то, каким образом люди адаптируются к условиям жизни и насколько успешными являются эти модели и стратегии, которые человеком были выбраны.

Что такое адаптивность? Это качество личности, которая изменяется и варьируется в своем мировоззрении и поведении, в зависимости от условий внешней среды.

Человек не живет в стабильных условиях жизни. Мир постоянно меняется. Меняются законы государства, общество становится другим, в природе могут возникать различные непредвиденные погодные катаклизмы и пр.

Уже переезд человека на новое место жительства ставит его в новые условия. Первое попадание в детский садик или школу, первый приход на работу, где необходимо знакомиться с новыми людьми.

Даже первый опыт ведения семейной жизни.

Можно сказать, что умение достигать поставленных целей – это способность человека адаптироваться к тем условиям, в которых он проживает или находится. Эти условия могут меняться. Если человек способен быстро перестроиться под новые обстоятельства и найти такие способы дальнейшего поведения, которые помогут ему и дальше достигать своей цели, тогда он будет успешным человеком.

Это отличается от поведения индивида, который не достигает целей. Отсутствие желаемого говорит либо о том, что человек не слишком его желает, либо о том, что он просто плохо адаптируется к новым условиям жизни.

  • Наиболее адаптивным человек является в детстве, когда он еще ничего не знает и не умеет. Все, чему он учится, соответствует тем условиям, в которых он проживает.
  • Наименее адаптивным человек становится с годами. Чем старше человек, тем менее он адаптируется. Это больше связано с менталитетом, который гласит о том, что более старшие люди являются мудрыми и опытными. На самом деле люди, которые уже достигли своего пенсионного возраста, наработали те навыки, которые были более-менее эффективны в тех условиях, в которых они вырабатывались. Если время изменилось, нравы в обществе поменялись, тогда опыт старшего поколения может быть бессмысленным и мало эффективным.

Если понаблюдать, то пожилые люди достаточно часто вспоминают о тех годах, когда они сами были молодыми, о тех ценах, которые тогда существовали, о тех нравах в обществе, которые тогда наблюдались.

Если человек не желает меняться и приспосабливаться к условиям современного мира, тогда он начинает вспоминать о прошлом, полагая, что тогда жилось лучше.

На самом деле человек просто умеет жить в других обстоятельствах жизни, а не в тех, которые бытуют сейчас.

Так, выделяют людей с:

  • Низкой адаптивностью.
  • Высокой адаптивностью. Она позволяет человеку не бояться жить в постоянно меняющемся мире, поскольку он всегда готов меняться, пересматривать свои привычки и взгляды, жить по-новому, обучаться и т. д.

Адаптивность происходит на трех уровнях:

  1. Биологическом – способность человека следить за своим здоровьем и находить способы его сохранения в любых условиях окружающего мира.
  2. Социальном – наработка навыков и умений человека существовать с другими людьми, анализировать ситуации, быстро меняться, находить выходы из конфликтных событий, находить общий язык с людьми и пр.
  3. Психологическом – умение человека сохранять внутренний баланс и равновесие, независимо от окружающий условий жизни.

перейти наверх

Социальная адаптивность

Адаптивность на социальном уровне считается одной из главных, поскольку человек живет в социуме, в котором он должен интегрироваться, что приведет к развитию:

  • Самосознания.
  • Навыков самообслуживания.
  • Самоконтроля.
  • Адекватного поведения с людьми.

Обычно человек двумя способами приспосабливается в социуме:

  1. Самоизолируется и преображает маленький мирок под собственные нужды.
  2. Выходит в социум и начинает взаимодействовать с людьми, налаживать с ними общий язык, поддерживать контакты, приобщаться к общественным традициям и правилам.

У человека постоянно возникают ситуации, когда он должен адаптироваться: смена места жительства, смена учебного заведения, попадание в новый коллектив людей, смена работы и пр. Каждый раз человек должен отказываться от привычного и приспосабливаться к новым условиям. Здесь он проявляет высокую или низкую адаптивность.

Низкая адаптивность сопровождается стрессом, когда человеку нужно много времени уделить тому, чтобы привыкнуть к новым условиям жизни. Человек не способен быстро прощаться с прошлым и смиряться с новым, настоящим. Нередко человек желает вернуться к прошлому, поскольку даже не старается приспособиться к неизведанному.

Высокая адаптивность помогает человеку менее стрессово перенести необходимость привыкать к чему-то новому. Человек просто смиряется с фактом неизбежного возникновения новых обстоятельств и необходимости привыкать к ним, учиться в них жить и достигать желаемого внутреннего и внешнего равновесия.

Если человек не адаптируется к социальной среде, тогда у него развивается поведение:

  • Девиантное – когда он старается противоречить установленным законам и правилам, жить по-своему, нередко причиняя вред или ущемляя свободу других людей.
  • Патологическое – когда формируются новые модели поведения, которые не вписываются в социально приемлемые, при этом кажутся странными, ненормальными, отклоняющимися от здоровой.

Человек живет в социуме, в котором бытуют свои традиции, устои, права и законы. Каждый человек должен их придерживаться, знать и соблюдать. Существуют строгие разграничения между дозволенным и недозволенным, принятым и неприятным, плохим и хорошим. Если человек хочет адаптироваться, тогда он должен знать, как живет общество, и соблюдать все приемлемые формы поведения и мышления.

Адаптивность – это сознательная способность человека подогнать свою психику и способы мышления под те шаблоны, которые существуют в социуме, чтобы получить поддержку, уважение и понимание со стороны окружающих людей. Это не предполагает полное подчинение человека к социуму. Здесь понимается лишь изменение себя на тех уровнях, где это требуется, с сохранением своего «Я», желаний, мыслей, взглядов и пр.

перейти наверх

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

перейти наверх

Итог

Человек является адаптивным существом. Однако его адаптация зависит от сознательных побуждений и готовности меняться, а не застревать в том, что уже не вернуть, ушло в прошлое.

Наиболее адаптивными считаются дети, которые готовы обучаться и изучать все, что им необходимо для нынешней жизни.

Менее адаптивными становятся пожилые люди, которые не хотят меняться, а упрекают жизнь за то, что она уже не такая, какой была прежде.

Источник: http://PsyTheater.com/adaptivnost.html

Принцип адаптивности в психологии, социальная адаптивность, прогноз

Каждое живое существо и элемент не существуют в отдельности от всех остальных. Человек рождается не просто в семье, а в целом социуме.

Даже в известной сказке «Маугли» главному герою необходимо было приспособиться к животному миру. Это называется социальной адаптивностью – свойством, при котором живой организм должен приспособиться к окружающей среде.

Важными здесь становятся и принципы адаптивности, которые есть в психологии.

Зачем человек адаптируется?

Зачем человек адаптируется? Данный процесс является как инстинктивным (подсознательным), так и вынужденным (осознанным). Во-первых, человек приспосабливается с целью самосохранения и выживания. Если отсутствует данный процесс, тогда он становится изгоем (в лучшем случае) либо умирает (погибает).

Читайте также:  Антиципация, механизм и примеры антиципации в психологии

Во-вторых, это помогает человеку установить контакты с внешним миром, в котором он непосредственно проживает.

Важно понимать, что системы, которые влияют на человека, в некоторой степени сами могут поддаваться давлению со стороны человека. Так, каждый вынужден подстраиваться, то есть подчиняться некоторым принципам и законам той системы, в которой он находится. В большей степени человек должен приспосабливаться к той системе, которая является устойчивой.

В некоторых случаях индивид может сам повлиять на систему, если она является маленькой и неустойчивой. К примеру, он может воздействовать на других людей, семью, группы.

Многие знакомы с механизмами, которым подчиняется каждый человек, чтобы приспособиться:

  • Законы, право.
  • Мораль и этика.
  • Кодекс.
  • Правила в отдельных группах, которые придуманы для всех.

Многое начинается с воспитания, когда родители не жалеют сил и времени на объяснение ребенку, как он должен себя вести, чтобы им было комфортно как внутри семьи, так и в социуме. Известная фраза «А что скажут люди?» тоже является способом социально адаптировать человека.

перейти наверх

Что такое адаптивность?

Что такое адаптивность? Под адаптивностью понимается умение человека приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Человек не может все время пребывать в одной и той же среде.

Первый этап, когда человек вынужден адаптироваться, — рождение.

После удобных условий в утробе матери ребенок вынужден теперь сам регулировать работу своего организма и подчиняться тому режиму, который установили его родители.

Адаптация во многом зависит от интеллектуальных способностей человека. Умение видеть ситуацию, находить новые способы для приспособления к ней, желание получать новые знания и опыт позволяют адаптироваться. Чем больше человек сопротивляется новым обстоятельствам, тем ниже его адаптивная способность.

Во время адаптивного процесса важно, насколько быстро человек духовно развивается, меняет свое мировоззрение и миропонимание.

Если индивид обладает высокой гибкостью, тогда он способен приспосабливаться к любым условиям. Если он попадет в незнакомые для себя условия, тогда его процесс приспособления будет намного быстрым и легким.

Ему не будет страшно, поскольку он будет занят адаптацией, а не убеганием.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  1. Биологический – способность человека сохранять свое здоровье и нормальную жизнедеятельность в имеющихся условиях.
  2. Психологический – умение сохранять стабильное и гармоничное функционирование психики в новых условиях.
  3. Социальный – способность человека анализировать социальную ситуацию, осознавать собственные возможности и меняться в соответствии с новыми задачами и целями.

Именно о социальной адаптивности пойдет речь в статье на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Поскольку именно умение адаптироваться позволяет оставаться психически здоровым индивидуумом. Любое отклонение от нормы считается дезадаптивностью.

перейти наверх

Люди по-разному адаптируются к тому миру, в котором живут. Как происходит процесс адаптации? Какими люди становятся?

Богатыми, здоровыми, красивыми, успешными людьми не рождаются. Конечно, можно родиться в богатой семье, но со временем «просадить» все родительские деньги.

Можно родиться здоровыми и крепкими, но со временем испортить здоровье курением, алкоголем, наркотиками и т. д. Можно быть красивым человеком, но одеваться в лохмотья и не соблюдать гигиены тела.

Такие простые вещи уже лишают человека того, что дано ему с детства. Но есть еще и то, что человек может наработать своими усилиями.

Каждому приходится адаптироваться к окружающему миру. Все начинается с того, что человек с маленького возраста копирует своих родителей. Это единственные люди, которым он безоговорочно доверяет. А раз его родители уже многое прожили в том мире, в котором оказался малыш, значит, нужно им подражать.

Лучше брать пример, чем погибнуть. И это записано у каждого человека в подсознании. Каждый мальчик или девочка копирует своих родителей в чувствах, характере, поведении, образе жизни и т. д. По мере взросления человек начинает менять свои образы для подражания.

Он начинает копировать кого-то из своих друзей, появляются кумиры – он подражает им.

Можно сказать, что человек все время кому-то подражает. Но с каждым годом своего взросления это становится все менее явным и необходимым. Подражает человек в детстве, а во взрослом возрасте лишь корректирует какие-то свои стороны характера и поведения.

Адаптация происходит в зависимости от того, как живет человек, кто его окружает, в какие ситуации он попадает, что ему советуют более взрослые и авторитетные для него люди.

Человек все время учится, но в детстве он этим интенсивнее занимается, а во взрослом возрасте лишь корректирует какие-то черты. Каждый рано или поздно адаптируется. А что случится, если человек не адаптируется? Тогда он погибнет. Не нужно к этому плохо относиться.

Все живое, что не приспосабливается к условиям среды, погибает быстрее, чем другие живые существа, которые сумели приспособиться к новым для себя условиям.

Люди адаптируются по-разному. Есть люди, которые плохо адаптировались к миру взрослых. Это так называемые «психологические дети». Эти люди телами стали взрослыми, но умом остались на уровне детей, которые плачут, обижаются, являются беспомощными. Все капризные люди являются психологическими детьми.

Они похожи на паразитов, которые желают выжить за счет других людей. В эту категорию можно внести женщин (и альфонсов), которые желают выйти замуж только за богатых мужчин (жениться на богатых женщинах). Они не умеют выживать сами, поэтому желают найти тех, к кому они прицепятся и за чей счет будут жить.

Есть люди, которые более адаптировались к окружающему миру, но он настолько для них жесток, непонятен и агрессивен, что они желают контролировать любое событие в своей жизни. Это так называемые «психологические родители». Эти люди научились жить без помощи окружающих.

Но при этом настолько болезненно переносят любые разочарования и неприятные события, что стараются контролировать всех и вся. Они поучают, заставляют, переубеждают, угрожают, чтобы только события разворачивались по их сценарию.

Иначе они ограждаются от тех людей, которые не поддаются их контролю.

Каждому нужно адаптироваться к окружающему миру. Но пока человек этим занимается, его неокрепшая психика сбивает его со здоровой приспособленности. Вырастают «дети» или «родители», которые просто боятся того мира, в котором живут.

Если вы плохо приспособились к окружающему миру, значит, и вы будете жить со страхом. Все это будет заставлять вырабатывать механизмы, благодаря которым вы избежите неприятных событий.

И это отличается от здоровой адаптации, когда человек понимает, что проблем и трудностей не избежать, но нужно быть готовым с ними справиться.

перейти наверх

Социальная адаптивность

Человек проживает в социуме, соответственно, вполне естественной становится необходимость приспособления к нему. Это называется социальной адаптивностью, при которой формируются определенные навыки самоконтроля, самообслуживания и контактов с окружающими людьми.

Все по-разному адаптируются к окружающему миру. Одни люди изолируются с целью того, чтобы сформировать свою маленькую среду, которая будет больше подчиняться их влиянию и правилам. Люди, которые больше и чаще пребывают в обществе, обладают приспособленческими навыками, когда они не диктуют, а подчиняются.

Человек на протяжении жизни меняет среду своего обитания и образ жизни, что требует от него социальной адаптации. К примеру, смена работы требует знакомства с новым коллективом, правилами и нормами. Человек вынужден подчиняться новым обстоятельствам, меняя свою модель поведения в зависимости от появившихся задач.

Человек может менять место своего проживания. Особенно стрессовой становится ситуация, когда индивид уезжает в другую страну. Еще больший стресс возникает в ситуации вынужденной смены жительства в результате войн, катаклизм, изменений климата и т. д. Именно в таких случаях проверяются способности человека, его скорость адаптации.

Еще одним «переломным моментом» является вступление в брак или развод. Каждый раз человек вынужден менять свой привычный уклад, по которому он жил до данных событий.

Люди приспосабливаются по-разному. В случае, когда не получается адаптироваться, человек выбирает одну из следующих направлений:

  1. Девиантное поведение – приспособление за счет поступков, которые противоречат нормам и законам общества.
  2. Патологическое поведение – адаптация за счет поступков, которые исходят из расстройств психики.

Основным цивилизационным механизмом воздействия на каждую личность является право. Цивилизация заинтересована в своем развитии, что требует от каждого человека изменений и новых умений. Государство требует от человека адаптации к его установленным правилам и нормам, а иначе ему грозит изгнание.

перейти наверх

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы.

Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно.

Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.

перейти наверх

Прогноз

Каждый человек адаптируется к тому миру, в котором он появляется. Вопрос остается в другом: как хорошо у него получится это сделать, чтобы при этом не напрягать себя, не страдать, а жить счастливо и приятно? Прогноз здесь непредсказуем, поскольку все люди приспосабливаются по-разному.

Если обратить внимание, то станет заметным, что в обществе большинство людей в чем-то не приспособились. Бедность, голод, несчастные семьи, брошенные дети, безработица – эти и прочие факторы, которые волнуют многих, говорят о том, что люди не сумели адаптироваться к нынешним условиям цивилизации, в которой живут.

Итогом отсутствия дезадаптации может стать короткая продолжительность жизни. К примеру, если организм болеет, что тоже считается дезадаптацией, тогда он больше подвержен риску смерти. Неумение налаживать отношения с людьми может стать причиной одиночества.

Читайте также:  Как перестать пилить мужа - советы психолога

Как бы человек того ни хотел, а если он желает контактировать с окружающим миром, ему необходимо к нему приспосабливаться, подстраиваясь под его правила. Несомненно, в некоторых ситуациях у индивида будет шанс самим повлиять на окружающий мир.

Однако сложно изменить большую и устоявшуюся систему, не имея на руках рычагов управления данной системой. Поэтому тот, кто не обладает властью, должен подчиняться. Это нормально в условиях, где большая часть занимает подчиняющуюся позицию.

Следует принять необходимость перемен, а не сопротивляться ей, поскольку в противном случае можно причинить вред только себе.

Как приспособиться к миру? На данный вопрос нет одного ответа. Все ищут свои способы приспособления. Самым главным здесь становится результат, который достигается человеком. Если действия привели к желаемому результату, значит, все вами было сделано правильно. Однако эти же действия в других условиях могут оказаться бесполезными и даже вредными, о чем не следует забывать.

Источник: http://PsyMedCare.ru/adaptivnost

Социально-психологическая адаптивность как фактор социализации студенческой молодежи

УДК 37.0+378 А.А. Машанов, М.В. Ростовцева, В.А. Помазан

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассмотрена одна из ключевых проблем социализации студенческой молодежи – противоречие между требованиями, которые предъявляет вуз молодому поколению и адаптационными возможностями поступающих в вузы молодых людей. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление социально-психологических особенностей студентов, которые определяют успешность их адаптации в вузе.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптивность, мотивация, ценностная направленность, коммуникативность, уровень развития поведенческой регуляции.

A.A. Mashanov, M.V. Rostovtseva, V.A. Pomazan SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY AS A FACTOR OF STUDENT YOUTH SOCIALIZATION

One of the key problems of student youth socialization – the contradiction between the requirements imposed on the younger generation by university and the adaptation opportunities of young people entering the university is considered in the article. The empirical research aimed at identifying the student social and psychological peculiarities that determine their adaptation success in the university is conducted.

Key words: social and psychological adaptability, motivation, value orientation, communication skills, behavioral regulation level.

Молодость является критической точкой процесса социализации.

В этот период происходит не только становление человека как активного субъекта общественных отношений, но и общество получает импульс развития через инновационный потенциал, присущий молодежи как социальной общности.

Именно поэтому особое значение приобретает создание в обществе соответствующих условий для становления и развития личности, изучение специфических путей и особых форм включения молодого человека в социальные отношения, выявление факторов успешной социализации молодежи.

Кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей [1, с. 36]. Особенности социализации молодежи представляли и представляют интерес для исследователей И.В. Бестужева-Лады, И.М. Ильинского, С.П. Иваненкова, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, В.Н. Шубкина и др. Среди них положение о социальной обусловленности позиций молодежи в различных сферах жизнедеятельности, о психологических особенностях юношества как специфической социально-демографической группы, о важности процесса самопознания молодого поколения, об обязанностях общества по отношению к молодежи и обратной зависимости между ними и пр. [3, с. 16].

Отметим, что на сегодняшний день существуют различные методологические подходы, которые используются учеными при исследовании феномена «молодежь».

В их число входят психофизиологический, социально-психологический, ролевой, субкультурный, конфликтологический, стратификационный, субъективный, социализационный, интеракционистский и другие.

Вместе с тем, несмотря на множественность направлений, разработка проблемы социализации молодежи сегодня, по нашему мнению, не только далека от завершения,

а, напротив, все более демонстрирует необходимость как переосмысления ранее исследованного материала, так и открытия новых граней и полей его изучения.

Социально-экономический кризис, несоблюдение декларированных конституционных прав, неэффективность воспитания в семье и в учебных заведениях, безнаказанность в правовом отношении; разрушение массовых детских и молодежных организаций, манипулирование СМИ сознанием личности и другие негативные процессы порождают преступность, безработицу, межличностные социальные конфликты, психопатологии, разводы, рост девиантного поведения в среде молодого поколения [2]. Ощущение социальной бесперспективности, ограниченность культурного уровня, взаимная нетерпимость, поклонение «культу денег» в молодежной среде закладывают основы длительных социальных конфликтов, сказываются на эффективности процессов социализации и адаптации молодого поколения. Перечис-

ленные проблемы усугубляются недостаточной разработанностью в обществе, а иногда условий, методов социализации, которые могли бы противостоять сильнейшему негативному давлению новых реалий на процессы становления личности.

В указанном аспекте наибольшую значимость приобретает проблема формирования таких свойств и качеств личности, которые позволяли бы человеку становиться активным, деятельным субъектом общественной жизни, быть востребованным данным обществом, самореализовать себя в нем, удовлетворяя свои основные потребности.

Наиболее значимым периодом для развития и формирования таких свойств является студенческий возраст, поскольку именно в это время каждый молодой человек испытывает состояние, в котором осуществляется жизненно важный выбор в отношении себя и своего места в окружающем мире [5, с.192].

Это выбор между идентификацией, осознанием своего «Я», того чего «я» могу достичь, на что «я» способен и тем широким спектром социальных ролей, которые общество предлагает человеку для «исполнения».

От того, какие у человека есть и могут быть возможности для личностного роста и освоения ведущих видов деятельности, зависит успешность его социализации.

От того, какие социализационные траектории станут приоритетными для студентов, во многом зависит будущее России, так как именно студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции – социального слоя людей профессионального умственного труда высокой квалификации, требующего специального образования, высокой культуры и выполняющего наиболее сложные общественные функции [4, с. 289].

В данной работе мы рассматриваем социальную адаптацию как специфический метод социализации, обеспечивающий возможности формирования и развития тех качеств личности, которые позволяют ей становиться полноправным и полноценным данного общества, эффективно выполнять социальные функции и роли в нем.

Основные трудности адаптационного процесса студентов, по нашему мнению, связаны с ведущим видом деятельности в вузе – обучением.

Именно в ходе образовательного и воспитательного процессов в высшем учебном заведении происходит формирование социальных качеств юношей и девушек, определяющих становление студента как субъекта общественной жизни и общественного производства.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptivnost-kak-faktor-sotsializatsii-studencheskoy-molodezhi

Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденного и приобретенного умения приспособиться ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть люди с высокой, средней и низкой адаптивностью.

Врожденные ее основы — инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма.

Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Адаптированность — степень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения: удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Человек может быть гармоничным и адаптированным либо дисгармоничным и дезадаптированным.

Дезадаптация — психосоматический (и души, и тела) процесс, который протекает в трех формах: невроза, агрессивного протеста и депрессиии (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается отобранными в эволюции, целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой ее составляющей являются инстинкты.

Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Они группируются в диады. А — самосохранения и продолжения рода, это базовая диада, связанная с физическим выживанием особи и вида.

Б — исследовательский и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И наконец, В включает инстинкты доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение человека в психосоциальном аспекте. Все три диады вместе позволяют человеку адаптироваться в реальной жизни.

Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных.

Обычно у человека один или несколько инстинктов являются преобладающими, остальные выражены слабее, но все равно полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного иногда приводит к патологии, а влияние остальных может быть нейтрализованным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях.

Рис. 6.11. Схема инстинктов

Инстинктопатии вызывают конфликтные взаимоотношения между теми, кто поражен ими, и другими людьми, у которых доминирование определенного инстинкта не отклоняется от нормы. Существует тесная связь таких нарушений с психопатиями: например, при истероидной психопатии имеет место гипердоминирование инстинктов свободы, самосохранения и атрофия — альтруизма, продолжения рода.

В зависимости от того, какой инстинкт преобладает, выделяют 7 типов первичной фундаментальной типологии индивидуальности. Это:

  1. Эгофильный.
  2. Генофильный (от лат. genus — «род»),
  3. Альтруистический.
  4. Исследовательский.
  5. Доминантный.
  6. Либертрофильный (от лат. libertas — «свобода»).
  7. Дигнитофильный (от лат. dignitas — «достоинство»). Приведем краткие характеристики данных типов.

Эгофильный.

С раннего детства у такого человека проявляется склонность к повышенной осторожности: ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., не терпит боли (отказывается леченить зубы, посещать врачей).

Постепенно формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых безопасность и здоровье — превыше всего; их кредо: «Жизнь одна, и другой не будет».

Эволюционная целесообразность существования подобного типа людей — в том, что они, сохраняя себя, оказываются хранителями генофонда рода, племени.

Для эгофильного характера ведущими являются следующие качества:

  1. Эгоцентричность.
  2. Консерватизм.
  3. Готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности.
  4. Отказ от риска.
  5. Тревога за свое здоровье и благополучие.

Генофильный.

Для него характерна некая разновидность эгоцентризма — предпочтение понятия Мы (под которым подразумевается семья) вплоть до отрицания Я. Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному — интересам семьи.

Подобное проявляется уже в детстве такого человека: будучи ребенком, он был спокоен, когда отец и мать вернулись с работы и вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение.

Он обостренно чувствовал семейный разлад, и в этом случае у него возникала депрессивная невротическая реакция — вместе с энурезом и т. п.

Это люди, ценящие интересы семьи превыше всего, а их кредо: «Мой дом — моя крепость». С эволюционной точки зрения они хранители семьи, генофонда, жизни.

Генофильный характер отличается:

  1. Сверхлюбовью к своим детям.
  2. Семейственностью.
  3. Сверхзаботой о безопасности и здоровье своих детей.
  4. Тенденцией к отрицанию своего Я в пользу Мы (семьи).
  5. Сверхтревожностью относительно будущего своих детей.

Альтруистический.

Люди, которые относятся к этому типу, проявляют доброту, эмпатию,заботу в адрес близких, особенно пожилых. Способны отдать последнее, пусть даже оно необходимо им самим.

Они убеждены, что если плохо кому-то одному, другим не может быть хорошо. Их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». В эволюционном отношении они хранители доброты, мира, жизни.

Для альтруистического типа характерны:

  1. Доброта.
  2. Сопереживание, понимание людей.
  3. Бескорыстность в отношениях.
  4. Забота о слабых, больных.
  5. Миролюбивость.

Исследовательский.

С раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Сначала такого человека интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественник, изобретатель, ученый — это именно он. Кредо: «Творчество и прогресс — превыше всего». Эволюционная целесообразность данного типа очевидна.

Читайте также:  Шопоголизм - симптомы, причины, как избавиться от шопоголизма?

Ему присущи:

  1. Склонность к исследовательской деятельности.
  2. Поиск нового, новаторство в науке, искусстве и т. д.
  3. Способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач.
  4. Устремленность к творчеству.
  5. Самоотверженность в реализации творческих устремлений.

Доминантный.

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как добиться желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо людей этого типа: «Дело и порядок превыше всего»; «Один — ничто, все — все»; «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому».

Эволюционная целесообразность лидеров, организаторов, политиков заключается в том, что они являются хранителями интересов и чести всего рода. Личность такого типа характеризуется:

  1. Склонностью к лидерству, к власти.
  2. Предрасположенностью решать сложные организационные задачи.
  3. Предпочтением перспектив служебного роста над материальными стимулами.
  4. Готовностью к жесткой борьбе за лидерство, за первое место.
  5. Приоритетом общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

Либертофильный.

Уже в колыбели дитя протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ним.

Людям этого типа свойственны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, стремление рано покинуть родительский дом, расположенность к риску, упрямству, негативизму, нежелание выносить рутину, бюрократизм. Их кредо: «Свобода превыше всего!». Они хранители интересов и свободы (а с этим и жизни) каждого, индивидуальности, ограничивают влияние лиц доминантного типа. Им присущи:

  1. Протест, бунтарство.
  2. Склонность к перемене мест (отрицание будничности).
  3. Стремление к независимости.
  4. Желание реформаторства, революционных преобразований.
  5. Нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению Я.

Дигнитофильный.

С раннего детства человек, относящийся к этому типу, способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Он безогляден, готов поступиться всем в отстаивании своих прав, занимает неколебимую позицию «Честь превыше всего».

Инстинкт самосохранения у такого человека — на последнем месте. Во имя чести и достоинства без колебания пойдет на голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов».

С эволюционной точки зрения это хранители чести и достоинства Я, личности, а с этим — жизни, достойной человека.

Характерны следующие черты:

  1. Нетерпимость к любым формам унижения.
  2. Готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства.
  3. Приоритет чести и гордости над безопасностью.
  4. Бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами.
  5. Нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Наряду с такими «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются типы: 1 и 2,1 и 4,1 и 5,1 и 6,1 и 7, 2 и 3,2 и 5, 2 и 7, 4 и 5, 4 и 7, 5 и 7.

Таким образом, можно выделить 7 первичных профилей личности, а значит 7 врожденных судьбоносных ориентаций, которые определяют формирование замыслов, планов, образа жизни, системы ценностей и тем самым выбор судьбы.

И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае его подавления он начинает влиять на выбор еще сильнее — из неосознанной сферы.

Реконструкция подавленной или искаженной натуры — основа психотерапии и психосоматического оздоровления.

Итак, инстинкты — фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека.

Генетическая программа развития индивида гармонична.

Преобладающему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево или правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта.

Реализация этого инстинкта в образе жизни, профессии, отношении к себе и другим, следовательно — в выборе судьбы, ведет к удовлетворенности, гармоничности, адаптированности, здоровью и долголетию.

Волюнтаристское подавление, игнорирование тенденций, обусловленных доминирующим инстинктом, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, дезадаптации и болезни.

В натуре человека выделяют:

  1. Доминирующий инстинкт.
  2. Темперамент.
  3. Конституцию телосложения.
  4. Доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования).
  5. Половую принадлежность.
  6. Интеллектуальные способности.
  7. Иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели.

Все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, определяют его судьбу.

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologiya-lichnosti/122-adaptivnost-cheloveka-i-fundamentalnaya.html

Адаптивные свойства личности: проблемы изучения

Мельникова Н.Н.

Опубликовано: Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы Межвузовской научно-практической конференции 15 июня 2006 года / под ред. Б.Д.Парыгина. – СПб.: СПбГУП, 2006. – С. 94-97.

Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых индивидуальных характеристик, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации, нормализуя своё взаимодействие со средой.

Традиционно адаптивные качества трактуются в контексте черт личности или же в контексте эффективного поведения и навыков.

Здесь рассматриваются личностные диспозиции, установки, черты характера, а также навыки взаимодействия со средой и стратегии поведения.

Одна из центральных проблем исследования адаптивного потенциала личности – мозаичность получаемых данных и трудность согласования результатов, описанных разными авторами. Огромные массивы эмпирических данных, накопленные к настоящему времени не позволяют прийти к какому-то однозначному заключению относительно состава качеств, которые можно трактовать как адаптивные.

В поиске причин такого разнообразия мы выходим на два положения:

–         во-первых, об относительности адаптивных качеств,

–         во-вторых, о существовании разных (возможно даже индивидуальных) стилей адаптации.

Положение об относительности адаптивных качеств было введено ещё Ч. Дарвином: приспособления, полезные в одних условиях, становятся бесполезными или даже вредными в других.

В контексте социально-психологической адаптации относительность адаптивных качеств проявляется наиболее ярко и может определяться особенностями адаптивных процессов, протекающих в разных условиях, а так же отражать специфику взаимодействия с социальной средой на разных уровнях (микро-, мезо- и макро-).

Например, не вызывает сомнений, что приспособление к новой профессиональной деятельности и построение взаимодействия в семье или же в учебной группе требует различных адаптивных способностей.

Чтобы достичь определённости, необходимо выявить условия, в которых то или иное качество или модель поведения будут наиболее адекватными и эффективными, или же относить к адаптивным лишь обобщённые, интегральные характеристики, которые могли бы быть более или менее универсальными.

Анализ и систематизация выделенных разными исследователями адаптивных качеств приводит к мысли о реальности существования наиболее общих особенностей, обеспечивающих оптимальный процесс адаптации.

Среди таких качеств наиболее часто называют толерантность, социабильность, открытость новому опыту, способность к эмпатии, гибкость мышления и поведения. По всей вероятности, именно эти черты представляют собой некоторые базовые единицы, ценные для любых типов социальной адаптации.

Однако нельзя утверждать, что этот список претендует на полноту и законченность. Ядерные адаптивные свойства, вокруг которых объединяются другие качества, также можно получить и в результате факторного анализа.

Однако конечный результат любого подобного исследования во многом зависит от того набора исходных характеристик, которые изначально были заложены для анализа.

Уникальность и индивидуализированность способов и стилей адаптации также не раз упоминались исследователями.

Качественное разнообразие способов адаптации во многих случаях делает нецелесообразным выявление конкретных элементов, имеющих адаптивное значение.

Попытка решить эту проблему реализовалась в замене субстратного подхода (делающего акцент на качественном составе адаптивности) структурным (рассматривающим организацию элементов в системе).

Основным аргументом был следующий: факторы субъектного плана адаптации изучаются преимущественно «аналитически» – в их автономном влиянии, а не как определённая целостная структура.

Но различные факторы адаптации действуют не независимо друг от друга, давая некоторый суммарный эффект, а образуют определённую структуру со сложной взаимосвязью. Одни из них могут усиливать или, наоборот, ослаблять влияние других.

Поэтому было выдвинуто предположение, что именно целостность, интегрированность и скомпенсированность личностных свойств могут служить основой адаптивности.

И действительно было обнаружено, что структура личностных качеств у высокоадаптированных испытуемых более интегрирована, чем у испытуемых с плохой адаптацией. Существуют данные, что у последних наблюдается более неравномерная структура личности: ряд пиков, указывающих на декомпенсацию личностных свойств, при этом их личностный профиль менее гармоничен и внутренне противоречив.

Надо отметить, что оба подхода к исследованию адаптивных свойств личности: поиск обобщённых, «ядерных» характеристик и анализ структуры личности с точки зрения её организации явились достаточно ценным вкладом в развитие данного направления исследований. Однако и эти подходы не привели проблему к удовлетворительному разрешению.

Возвращаясь к анализу причин, обусловивших многообразие и неопределённость эмпирических данных, нельзя обойти вниманием и методологический вопрос: в частности, вопрос о том, как были получены эти данные.

Традиционный подход к изучению адаптивных свойств личности заключается в том, что экспериментально сравниваются группы адаптированных и дезадаптированных индивидов. Значимые отличия первой группы от второй и принимаются за адаптивные свойства. При всей несомненной ценности полученных эмпирических данных, мы считаем такой подход не очень удачным по следующим причинам.

Во-первых, конечный результат подобного исследования во многом зависит от выбора исходных свойств.

Неопределённость поля выбора переменных, которые будут подвергаться анализу, принципиальная неограниченность характеристик, случайность выбора и подверженность его субъективным представлениям автора не позволяют прийти к какому-либо удовлетворительному заключению о составе качеств, которые могут трактоваться как адаптивные.

Во-вторых, технология, основанная на сравнении особенностей, характеризующих крайние точки процесса (здесь адаптированность и дезадаптированность), не учитывает то, что некоторые адаптивные качества могут активироваться именно в процессе адаптации и находиться в латентном состоянии у хорошо адаптированных индивидов. Поэтому, многие черты адаптированных индивидов, выделенные в результате такой эмпирической процедуры, вполне могут являться следствием их приспособленности, а не причиной.

Названные возражения могут «свести на нет» все усилия, направленные на поиск адаптивных свойств чисто эмпирическим путём. Для решения поставленной задачи необходимо:

–         во-первых, теоретическое ограничение поля исходных параметров;

–         во-вторых, учёт процессуальной стороны явления адаптации.

Ограничение поля исходных параметров может быть достигнуто посредством опоры на теоретическую классификацию форм адаптивного поведения. В этом случае в качестве единиц анализа адаптивного потенциала личности предлагается рассматривать наиболее общие стратегии поведения, которые использует человек в процессе адаптации.

Акцент именно на стратегиях, связанных с конечной целью поведенческого акта, и абстрагирование от конкретных способов (тактик) поведения и частных характеристик взаимодействующих субъектов позволяет сократить потенциальное поле выбора исследуемых переменных.

Создание теоретической классификации стратегий адаптивного поведения, построенной на основаниях, существенных для организации взаимодействия личности и социальной среды, позволит очертить круг переменных для анализа.

Выявление относительной эффективности различных стратегий для адаптации даёт возможность выйти на измерение адаптивного потенциала конкретной личности, который будет определяться возможностью использовать наиболее продуктивные стратегии поведения.

Согласно процессуальной модели, общая адаптивность определяется наличием качеств, необходимых для успешного прохождения различных этапов процесса социально-психологической адаптации.

Состав качеств личности, которые могут трактоваться как адаптивные, при этом, чётко определяется теми задачами, которые приходится решать личности на различных этапах процесса. Детально проанализировав эти задачи, мы определяем структуру общей адаптивности.

Построив на этой основе индивидуальный профиль, мы сможем предсказать наиболее вероятные типы нарушений адаптации для конкретного человека. При этом следует отметить, что общая адаптивность всегда потенциальна и составляет своеобразный ресурс личности.

Отдельные адаптивные качества актуализируются по мере необходимости в конкретные моменты процесса адаптации.

Источник: http://myakushkin.ru/ru/biblioteka/37/adaptivnye-svojstva-lichnosti-problemy-izucheniya.html

Ссылка на основную публикацию