Адаптация детей раннего возраста к условиям доу — для родителей

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - для родителей

Малыш подрастает, и наступает период, когда пора отправлять его в детский садик. Многие родители сталкиваются с трудностями, которые создает им ребенок, который плачет, кричит и не хочет оставаться в ДОУ. Неужели теперь не отходить от ребенка, пока он не привыкнет к новым условиям? Следует родителям дать советы, как поспособствовать благоприятной адаптации своих детей раннего возраста.

Интернет-журнал psytheater.com ссылается на ранний возраст малышей, которые должны быстро перестраиваться с обычной обстановки к новой.

Жизнь постоянно течет и меняется, что понимают родители, но с чем абсолютно не знакомы дети.

Объяснить малышу, почему он должен ходить в детский садик, порой становится бессмысленным занятием, поскольку он движим всего лишь одним желанием – ничего не менять в жизни.

Ребенок, который впервые приходит в ДОУ, сталкивается с большим количеством нововведений в его жизнь:

  1. Новый распорядок дня, которому он должен подчиняться и нормально к нему относиться.
  2. Новые дети, с которыми он абсолютно не знаком, поэтому может их бояться или просто не знать, как себя вести.
  3. Новые взрослые тети, которые начинают ему командовать, заставлять что-то делать, что отличается от поведения мамы.
  4. Новые стены, другая кровать, необычный стол и стул – все настолько непривычное, что ребенок не знает, как на это реагировать.

Из-за того, что ребенок не понимает надобности наличия в его жизни детского садика, а также появление большого количества новых факторов, вводят его в замешательство.

От незнания, что ему делать и как реагировать на новые явления, ребенок просто начинает плакать и хотеть вернуться домой.

Ему легче вернуться в знакомую ему обстановку, нежели находиться в том замешательстве, в котором он оказался.

Взрослые хоть и недоумевают, почему ребенок так себя ведет, однако следует обратить их внимание на собственный опыт.

Как они себя вели, когда были маленькими? Как они себя чувствуют сейчас, во взрослом возрасте, когда им приходится менять свой уклад, переходить на новое место работы, знакомиться и налаживать общий язык с людьми, с которыми они вынужденно общаются? Даже взрослому человеку не всегда удается спокойно перенести любые новые явления в своей жизни. Точно так же чувствует себя ребенок.

Отмечено, что ребенок, который знаком с другим ребенком в новом коллективе или даже является родным братом/сестрой, намного легче переносит новые условия ДОУ, нежели малыш, который одинок в своей ситуации. Нередко младшие братья и сестры легче переносят походы в детский садик, если они периодически видятся со своими старшими родственниками.

Что такое адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ?

Адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ называется сложный и тяжелый процесс, когда ребенок помещается в новые для себя условия и начинает к ним привыкать. Ясли или детский садик – это новое заведение, в котором ранее малыш не бывал.

Он не привык к его условиям, распорядку дня, питанию, воспитателям и их приказам, новым деткам. Другими словами, малыш помещается в условия, которые ему абсолютно не знакомы. При этом он остается наедине со своими проблемами. Рядом нет ни папы, ни мамы. Он их не видит по полдня.

Все это достаточно стрессово проходит для ребенка, который ранее не был вынужден так кардинально менять свою жизнь.

Объяснения родителей о том, что они уходят на некоторое время, обязательно за ним придут, чтобы он потерпел и пр., не работают. И это понятно: попробуйте сами послушать мудрые советы других людей, когда вы находитесь в стрессе, и единственное, что вам хочется, — убежать от пугающей и неприятной ситуации.

Адаптация детей к дошкольному учреждению – достаточно сложный процесс, поскольку для ребенка это становится первым опытом адаптации к социальной среде. В домашних условиях его все любят и жалеют.

Он может капризничать, кушать в любое время, спать, когда захочется, смотреть мультики и просто «виснуть на шее у родителей». А в детском садике все иначе.

Ребенка никто не будет жалеть, его начнут приучать к самостоятельной жизни, которая начинается с того, что малыш попадает в условия, агрессивные и безжалостные.

Детский садик – это первый социальный институт, в котором малыш обучается общению с другими людьми. Здесь правила игры, то есть взаимодействия между людьми, совсем иные.

Никто не пожалеет, не даст соску в ротик, когда плохо, не будет уступать по первому требованию.

Можно назвать ДОУ – армией, когда ребенок впервые начинает приспосабливаться к реальной жизни, выходит из-под «маминой юбки» или «папиного плеча».

Адаптация малыша зависит от многих факторов:

  1. Его личностных качеств.
  2. Его физиологии.
  3. Его отношений с родителями.
  4. Его подготовки к ДОУ.

Поскольку для каждого ребенка детский садик поначалу становится местом, куда ходить не хочется, родители должны активно взаимодействовать с воспитателями. У педагогов имеется опыт эффективного способствования детей к привыканию. Однако и родители должны поддерживать данный процесс со своей стороны, правильно относиться к ДОУ, направлять ребенка и создавать благоприятные условия дома.

Процесс адаптации всегда сложный. Поначалу родители столкнуться с плачем, плохим сном и аппетитом, капризностью ребенка, даже возникновением у него различных соматических заболеваний. Поэтому здесь выделяют три фазы адаптации:

  1. Первая фаза называется легкой и длится до 16 дней. Малыш может болеть раз в месяц до 8 дней без появления осложнений.
  2. Вторая называется средней и длится 16-32 дня. Ребенок адаптируется медленнее, настроение постоянно меняется, часто плаксивое и безразличное. В таком случае малыш адаптируется лишь по истечении месяца. Малыш болезненно и со слезами на глазах расстается с родителями поутру, абсолютно безразличен к воспитателям и детям, не показывает своего желания играть. Речь заторможена, неактивна. Могут появляться диатез, «мешки» под глазами, красные щеки, потливость, что проходит по истечении 2,5 недель.
  3. Третья фаза считается самой тяжелой и длится от месяца до 2 месяцев. Здесь аппетит часто теряется, сон как днем, так и ночью становится беспокойным и прерывистым. Настроение агрессивное, плаксивое и безразличное. Утро начинается с истерик, плача и криков при расставании с родителями. Настроение нормализуется лишь после 3 недель пребывания в ДОУ.

По истечении недели ребенок возвращается к своему аппетиту и нормальному сну. Его настроение утром является подавленным, затем через час поднимается, остается хорошим до самого вечера, а затем снова меняется.

С родителями ребенку достаточно трудно расставаться утром. Однако затем ребенка отвлекают игрушками или играми, после чего все нормализуется.

С другими детьми малыш либо вообще не общается, либо проявляет лишь незначительную заинтересованность.

Интерес у ребенка начинает возникать по окончании второй недели. Речь постепенно возобновляется по мере привыкания. Уже через неделю она становится активной, то есть привычной, а до этого времени она может быть немного заторможенной.

перейти наверх

Как способствовать адаптации к ДОУ детей раннего возраста – советы родителям

Для начала нужно собрать информацию о детском садике и педагогическом персонале, с которым ребенок будет постоянно сталкиваться.

Все это нужно рассказать малышу еще до того, как он пойдет в первый раз в детский садик.

Очень важно в адаптации детей раннего возраста к ДОУ, чтобы родители провели предварительную подготовку, которая будет осуществляться еще до того, как он впервые попадет в детский садик.

  1. Постепенно менять режим дня малыша в домашних условиях. Узнайте, какой режим дня соблюдается в том детском садике, в который вы отправите малыша, а затем постепенно приучите ребенка к нему еще до вступления в ДОУ. Здесь предполагается время пробуждения, дневного засыпания, время игр и даже кормления, которые должны быть дома такими же, как и в детском садике.
  2. Объяснить ребенку, зачем он будет ходить в ДОУ. Не нужно описывать ему возможные опасности, но и не следует рисовать утопические картины, как все будет хорошо.
  3. Приучить малыша к полноценному употреблению еды без перекусов. Лучше сделать рацион таким же, как и в детском саду.
  4. Приучите малыша ходить в туалет до совершения важных дел: до прогулки на улице, до засыпания, до приема пищи и т. д.
  5. Начните малыша закаливать. Понимайте, что воспитатели не смогут следить за всеми малышами, чтобы у них были все пуговицы застегнуты и они не попадали под сквозняки. Научите малыша ходить босиком по траве, умываться холодной водой и т. д.

Как родителям подготавливать малыша к ДОУ, лучше поинтересоваться у педагогов, которые будут с ним работать. Каждый малыш индивидуален, поэтому и процесс адаптации длится свое время.

Если потребуется, родителям может быть предложено первое время оставаться с ребенком вместе в группе, если он категорически не способен адаптироваться самостоятельно.

Здесь родители остаются лишь несколько первых дней, чтобы малыш чувствовал поддержку и ощущал себя чуть более раскованно.

Не каждый малыш сможет легко адаптироваться к ДОУ. Многое зависит от его личностных характеристик, а также от обстановки, которая царит внутри семьи. Проблемы адаптации ребенка психологи выделяют в следующем:

  • Когда режим дня малыша в домашних условиях значительно отличается от режима, который предлагается в ДОУ.
  • Когда малыш не обладает навыками самообслуживания либо обладает, но выполняет все очень медленно. Это будет вызывать у него определенный дискомфорт, когда малыш будет видеть, что он отстает от других детей.
  • Отсутствие умений навыка общения с другими детьми.
  • Неумение играть с детьми или самому.

Родители должны быть готовы к тому, что на первых порах поведение ребенка изменится, он станет замкнутым, плаксивым, раздражительным или агрессивным. Также на уровне физиологии начнут появляться различные неприятные признаки – соматические болезни, связанные с психологическим стрессом.

перейти наверх

Итог

Родители должны с терпением и пониманием относиться к малышу, который будет во многом проявлять неприятные модели поведения, пока не адаптируется к ДОУ.

Поначалу малыш станет просто невыносимым и капризным, что естественно, поскольку он просто боится. Малыш будет делать все, чтобы родители не вели его в детский садик.

И то, как быстро пройдет процесс адаптации, зависит от готовности родителей пройти через все крики и слезы малыша.

Следует понимать, что детский садик – это первое место, куда малыш попадает, приспосабливается к социальному порядку и учится контактировать с реальным миром. Затем пойдет школа, институт, работы.

Именно в детском садике малыш приучается к тому, что нужно следовать чужим правилам, обладать навыками общения с различными категориями людей.

Родители должны проявить терпение к малышу и не наказывать его за то, что он просто не знает, как себя вести в детском саду, пока не привыкнет.

Источник: http://PsyTheater.com/adaptaciya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou-sovety-roditelyam.html

Собрание для родителей Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. — презентация

1 Собрание для родителей Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 62<\p>

2 Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, психологическом. УРОВНИ АДАПТАЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ<\p>

3 Адаптация является активным процессом приводящим к: позитивным результатам (адаптированность) Критерии успешной адаптации: 1.Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) 2. Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) Негативным результатам (стресс)<\p>

4 Физиологический уровень адаптации (надо привыкнуть) Невозможности уединения Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды) Необходимости самоограничений<\p>

5 Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть) Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать Необходимости отстаивать свое личное пространство К отсутствию значимого взрослого ( мамы, папы…) Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами<\p>

6 Факторы, от которых зависит течение адаптации: 1. возраст ребенка 2. состояние здоровья 3. уровень развития 4. умение общаться со сверстниками 5. сформированность предметной и игровой деятельности 6. приближенность домашнего режима к режиму ДОУ<\p>

7 Три фазы адаптационного процесса I. Острая или период дезадаптации II. Подострая, собственно адаптация III. Фаза компенсации, Период адаптированности<\p>

8 Степени тяжести адаптации Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки. Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса. Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели). Очень тяжелая степень: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовый» ребенок.<\p>

9 Советы родителям Частые ошибки родителей Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. Обвинение и наказание ребенка за слезы. От Вас требуется только терпение и помощь. Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Это состояние передается детям. Пониженное внимание к ребенку. Рекомендуется, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.<\p>

10 ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ : хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.<\p>

11 Советы родителям Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут». По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка!<\p>

12 Спасибо за внимание!!!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/639122

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

МАОУ «Зиновская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение

детский сад «Колосок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Паничева Светлана Валерьевна, воспитатель.

Начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, т.к. это период адаптации к но-вым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих лю-дей. Тяжело и родителям, которые видят неутеш-ное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Пе-риод привыкания детей неизменно сложная пробле-ма.

Н.М. Аксарина о раннем возрасте приводит пример: садовник, бережно пересаживает молодое дерево, выкапывает его с частью почвы, на кото-рой оно произрастало и затем любовью ухажива-ет за ним, поливает его, но приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут. Так и ребенок период адаптации тяжело перено-сит.

АДАПТАЦИЯ — это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка до-школьное учреждение, несомненно, является но-вым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реак-ций, характер которых зависит от психофизиоло-гических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различ-ны.

Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и для взрослых и

детей значительно меняется.

Выделяют три фазы адаптации-

онного процесса:

1. Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и пси-

хическом статусе, что приводит

к снижению веса, частыми рес-

пираторными заболеваниям, нарушению сна, сни-жению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2. Подострая фаза — характеризуется адек-ватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдель-ным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средним возрастными нормами (длится 3-5 меся-цев);

3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, в результате де-ти к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Для всей семьи период адаптации индивидуа-лен, он может иметь разную длительность.

Различают четыре степени тяжести про-хождение адаптации:

  • легкая адаптация — ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нор-мализуются в течении 1-2 недель;
  • средняя адаптация — в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, крат-ковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 — 40 дней;
  • тяжелая адаптация — длится от 2- до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появля-ются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца, возникает стойкий энурез.
  • очень тяжелая адаптация

около полугода и более. Встает вопрос

— стоит ли ребенку оставаться в

детском саду, возможно он «несадовс-

кий» ребенок.

Что делать, когда возни-

кают трудности в адаптации?

Родителям необходимо инте-

ресоваться, как ведет себя ребе-

нок  в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выпол-нять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? Вос-питатели готовы поделиться с родителями та-кой информацией. Ведь наиболее успешно адапта-ция проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут похожими.

Дети раннего возраста настороженно отно-сятся к незнакомым людям, они переживают нор-мативный кризис развития, который выражается в проявлениях негативизма в отношении близких людей.

Поэтому они могут давать бурные протес-тные реакции, капризничать, когда мама соби-рает в детский сад.

В этом случае, надо интере-соваться у воспитателей, как чувствует себя ре-бенок в группе: если малыш быстро успокаивает-ся, оставшись без мамы, а вечером не хочет ухо-дить из сада, значит, адаптация идет благопо-лучно и беспокоиться не о чем.

У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресур-сы. Таких детей лучше подольше держать дома, посещая группы развития. А в садик отдавать ближе к 5 годам.

Если адаптационный период затягивается и имеют место трудности адаптации, проявляю-щиеся в вегетативных изменениях:

плохой сон, аппетит, снижение

настроение, слезы, постоянные

болезни, то следует бить тревогу.

прежде всего, надо выслушать ребенка.

Однако маленькие дети не всегда

могут сформулировать свои мыс-

ли и чувства, но могут выра-

зить их в процессе рисования, леп-

ки, игры с куклами. Здесь помогут

советы медсестры и психолога.

Нельзя ребенка насильно заставлять что- то делать, родители должны знать, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита – времен-ные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью, но не заласкиванием, по-мощью во всем.

Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

Необходимо принять ре-бенка таким, каков он есть, не высказывая неудо-вольствие от неадекватного поведения, отсутст-вие самостоятельности.

Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду

  • Расскажите ребенку, что такое детский сад,

зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.

  • Проходя мимо детского сада, с радостью напо-минайте ребенку, как ему повезло — скоро он смо-жет ходить сюда. Рассказывайте родным и зна-комым в присутствии малыша о своей удаче, гово-рите, что гордитесь своим ребенком, ведь его при-няли в детский сад.
  • Подробно расскажите ребенку о режиме детс-кого сада: что, как и в какой последовательности от будет делать. Чем подробнее будет ваш рас-сказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет

делать в саду после прогулки, куда

укладывать свои вещи, кто ему будет

помогать раздеваться, и что он будет

делать после обеда. Вопросами та-

кого рода вы можете проконтро-

лировать, хорошо ли ребенок за-

помнил последовательность со-

бытий. Когда ребенок видит, что

ожидаемое событие происходит,

как и было обещано, он чувствует

себя увереннее.

  • Поговорите с ребенком о возможных труднос-тях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает.

Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить» и тебе наль-ют воды. Если ты захочешь в туалет, скажи об этом.

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет мно-го детей и иногда ему придется подождать своей очереди.

Вы должны сказать малышу: «Воспита-тель не сможет одеть всех сразу детей, тебе при-дется немножко подождать».

  • Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
  • Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
  • Помните, что на привыкание ребенка к детско-му саду может потребоваться до полугода. Рас-считывайте свои силы, возможности и планы. Лучше если на этот период у семьи будет возмож-ность подстроиться к  особенностям адаптации своего малыша.
  • Убедитесь в собственной уверенности, что в ва-шей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сом-неваются в целесообразности садовского воспита-ния. Любимые ваши колебания ребен-

ка использует для того, чтобы воспро-

тивится расставанию с родителями.

Легче и быстрее привыкают те дети,

у родителей которых нет альтерна-

тивы детскому саду.

быстрее, чем с большим коли-

чеством детей и взрослых смо-

жет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Маше.

Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддерж-кой к другим людям в вашем присутствии.  Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще бу-дет привыкнуть вашему ребенку.

  • Совершенных людей нет. Будьте снисходи-тельны и терпимы к другим. Тем не менее, прояс-нять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Де-лайте это в мягкой форме или через специалис-тов.
  • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудни-ков. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
  • В период адаптации эмоционально поддержи-вайте малыша. Теперь вы проводите с ним мень-ше времени. Компенсируйте это качеством об-щения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малы-шу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что- то новое, всегда сна-чала страшно, а потом привыкаешь и становит-ся интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
  • Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список

рекомендаций и попытайтесь

выполнить те рекомендации,

о которых вы забыли.

Памятка для родителей.

  • Ваш малыш пришел в детский сад. Для него на-чалась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций.
  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дру-жескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у ребенка навыки самообслужи-вания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяй-те круг общения со взрослыми.
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комменти-руйте его действия).
  • Говорите с ребенком короткими фразами, мед-ленно, в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объ-яснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
  • Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые

впечатления.

  • Занимайтесь с ребенком сов-

местной творческой деятель-

ностью: играйте, лепите, ри-

суйте….

  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу

.

Радуйтесь Вашему ребенку!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-adaptatsiia-dietiei-ranniegho-vozrasta-k-usloviiam-dietskogho-sada

Для педагога | «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Автор: Семикина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7 «Незабудка»
Населённый пункт: город Мегион, Тюменская область
Наименование материала: КОНСПЕКТ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Дата публикации: 29.07.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Родительское собрание. Группа общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет
Тема: «Адаптация к условиям детского сада, ее положительные и отрицательные стороны».

Цель:

Установление контакта между родителями и педагогами.

Задачи:

 Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации поданной теме.

План:

1. Вступительная часть. 2. Знакомство с родителями. Выступление воспитателей: Семикина Л.М., Ибирова Р.А. 3. Профилактика ОРВИ и гриппа. Выступление медсестры Сираева А.К. 4. Адаптация детей к ДОУ. Выступление педагога-психолога: Яруллина А.Я. 5. Разное Выступление воспитателей: Семикина Л.М., Ибирова Р.А.

Ход собрания.

Вступительная часть «Знакомство с родителями».

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. И сейчас возникает очень много вопросов.

Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять наши требования и помогать нам и вашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению.

Поэтому предлагают познакомиться. Я возьму вот этот волшебный клубок. Он поможет узнать нам друг друга представляюсь еще раз Людмила Михайловна. Я передаю клубок Рупие Аминовне обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и скажите одно слова о своём ребёнке, а затем передайте клубочек следующему.

Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжений нескольких лет. Наша нить должна быть на столько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думою, что вы с нами согласитесь! Скоро у ваших детей все будет по-новому.

Очень важно чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми, проявляли терпение и внимание. Теперь мы с вами — один общий коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться это — значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы и папы , бабушки дедушки.

-Тема нашего сегодняшнего разговора – это «Адаптация ребёнка к условиям детского сада». Как вы думаете, что такое «адаптация»? -«Адаптация» в переводе означает «приспособление». При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести: Кратко охарактеризую каждую степень…м

1 степень

— поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2-3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем. Сдвиги нормализуют в течение 10-15 дней.

2 степень

— слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивает постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становиться спокойнее и затем привыкает. Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на которое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

3 степень

— самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно- психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой проявлять замкнутость и отчужденность. Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Для многих детей приход в детский сад-это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: это строгий режим дня, отсутствие родителей 9 и более часов, новое требование к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения Выступление педагога-психолога: Харченко Н.Н., а значит много неизвестного и опасного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести капризам, страхам, отказом от еды, частым болезням к невротическим реакциям. Бурно дискуссию вызывает вопрос о строках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. На этот случай приводятся разные цифры: от 7 до10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взросления детей. Чем старше ребенок, тем длиннее адаптационный период. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обсуждать, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развивать речь, уровень самостоятельности низок, тон не может обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца. Ребенок, который дома находится на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя ни на минуту, в условиях детского сада требуется к себе постоянного внимания, проявление ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по головке, ласково разговорить с ним .Фактически он переходит из рук в руки – от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшим нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а то и больше. Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми. Для таких детей адаптация-это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду, сну. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, что бы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенок, так и его родители. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и прейти в дезадаптацию, т.е. привезти к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться, и думают что всему ребенка должны научить в садике или он сам когда-нибудь научится, другая часть — что ребенку нужнее всего значения букв, цифр, искренне считая, это эти знания есть проявление особой одаренности ребенка: и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у таких детей хорошо развита речь. В основном, нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режима дня не придерживается детсадовского: У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживание, т.е. ребенок не научен родителями самостоятельного одеваться – раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно и т.п.  Отсутствие правильной речи;  Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми. Исходя из всего выше сказанного, хочу обраться к вам уважаемые родители с такой просьбой: -Занимайтесь со своим ребенком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать себя одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак памперсами. -Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя на момент привыкания ребенка к дошкольному учреждению. -Настраивайте ребенка на детский сад только положительно, что бы не было проблем при расставания с родителями по утрам. -Общайтесь с ребенком, не отмахивайтесь от него и его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявляйте заинтересованность в своем ребенке! И у вашего ребенка не будет проблем в речевом и умственном развитии. -И последняя просьба: старайтесь, что бы ваш ребенок хоть немного ходил пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребенка! Я прекрасно понимаю: вы торопитесь на работу, времени в обрез, НО все-таки найдите компрессное решение этой проблеме. Ведь выходя на прогулку, вашим детям тяжело ходить. Они итак закутаны с головы до ног, отсюда падения, спотыкания, плачь, слезы истерики. И воспитателю тяжело, таких детей очень много да и вашему ребенку тоже. Пожалуйста, приложите усилий в решении данных проблем, ведь это ваш ребенок и вы должны быть заинтересованы в его успешном развитии. Безусловно, со времени малыш освоится в новой обстановке, познакомиться с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоить в новой ситуации приведет к не желанию ходить в детский сад, к конфликтами с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и бесполезнее освоить в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Адаптационный период считается законным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживание, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыш совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1.Отсутстивие в семье режима, совпадающего с режима детского сада. 2.Наличие у ребенка своеобразных привычек. 3.Неумение занять себя игрушкой. 4.Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков 5.Отсустивие опыта общения с незнакомыми людьми.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1.По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действие и поведения посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. 2.Помочь ребенку разобраться в игрушках: Использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру. 3.Развить подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем как зайчики». 4.Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего. 5.Не высказывать сожаления о том, что приходится одевать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя. 6.Приучать самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

— самостоятельно садиться на стул; — самостоятельно пить из чашки; — активно учувствовать в одевании, умывании. Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания,

сообщите ему о своих чувствах:

 мне нравится, когда дети хнычут;  я огорчена;  мне трудно. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка. Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада. В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку. Скорее всего, ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимите ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемости его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Ребенок не хочет спать:

1.Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает. 2.Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, что бы не разбудить игрушки. 3.Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой. 4.Остовайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка. 5.Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж. 6.Спойте ребенку песенку. 7.Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, прочитайте книгу.

Ребенок не хочет убирать за собой игрушки:

1.Твердо решите для себя, необходимо ли это? 2.Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи. 3.Убирайте игрушки вместе. 4.Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего. 5.Формулиройте просьбу убирать игрушки доброжелательно. 6.Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать. 7.Учитывайте возраст и возможность ребенка.

Что делать, если… ребенок начал ходить в детский сад.

1.Установите тесный контакт с работниками детского сада. 2.Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. 3.Не оставляйте ребенка в саду более чем 8 часов. 4.Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка. 6.Подерживайте дома спокойную обстановку. 7.Не перегружайте ребенка новой информацией. 8.Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Ребенок плачет при расставании с родителями:

1.Расказывайте ребенку, что ждет его в детском саду. 2.Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства. 3.Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет. 4.Принесите в группу свою фотографию. 5.Подумайте и отрепетируйте несколько разный способов прощения (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке). 6.Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада. 7.После детского сада погуляйте с ребенком. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры. 8.Устройте семейный праздник вечером. 9.Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу. 10.Будьте терпеливы.

В раздел образования

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2443

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».doc

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийКонсультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Психология для родителей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизниребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительноеотсутствие родителей, новые требования к поведению ребёнка, постоянный контактсо сверстниками, незнакомое помещение, другой стиль общения.

Все эти изменениясоздают для ребёнка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно.Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваютсяродители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в средудошкольного учреждения.Ребёнку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке.Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала оставляетеребенка в детском саду на час ­ два, потом до обеда или до тихого часа, затем, нацелый день.Начав посещать садик, ребёнок должен уяснить, что посещать дошкольноеучреждение необходимо каждый будний день.

В течение 1­2 месяцев малышпривыкает к тому, что ему постоянно нужно посещать детский сад.Во время периода адаптации, не следует наказывать малыша за его капризы,необходимо как чаще обнимать ребёнка и говорить, как вы его любите. Забираямалыша из детского сада домой, не нужно сразу бросаться выполнять домашние дела.Следует побыть с ребёнком вдвоем, поиграть или почитать вместе.Виды адаптации.

Каждый ребёнок переживает период адаптации индивидуально. Некоторыемалыши привыкают к новому режиму за пару недель и при этом отлично себячувствуют, их аппетит в течение всего периода адаптации сохраняется. Другиемалыши тяжело переносят адаптацию, они находятся в подавленном состоянии, приэтом аппетит отсутствует. Плохой аппетит у таких малышей может быть и вдомашних условиях.

Выделяют три степени тяжести адаптации ребенка к садику: легкая, средняя, итяжелая. При установлении степени тяжести адаптации ребёнка к условиямдошкольного учреждения рассматривают сон, аппетит и эмоции малыша.Период длительности адаптации зависит от уровня развития малыша, его уменияобщаться. Адаптационный период может продолжаться от нескольких дней донескольких месяцев.

Завершение периода адаптации.Период адаптации можно считать законченным в том случае, когда у ребёнканормализовался аппетит; малыш быстро засыпает и вовремя просыпается, играет.Воспитатели и родители малыша совместными усилиями должны помочьребенку войти в жизнь дошкольного учреждения. Для этого необходима

подготовительная работа в семье. Единые требования к поведению ребенка в

дошкольном учреждении и в семье составляют важное условие, способное облегчитьадаптационный период.

Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/konsultatsiya_dlya_roditelej_adaptatsiya_detej_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou-172821/197393

Информация для родителей детей групп раннего возраста по проблеме адаптации к условиям ДОУ

Информация для родителей детей групп раннего возраста по проблеме адаптации к условиям ДОУ: «Адаптация детей к детскому саду»

Здравствуйте! Я педагог-психолог детского сада, Ирина Михайловна Заговорич, хочу предложить Вам познакомиться с материалом, касающимся адаптации Вашего малыша к детскому саду.

Итак, в жизни вашей семьи наступил период, когда пришла пора отдавать малыша в детский сад. Причины на это в каждой семье свои (работа, учеба, рождение второго ребенка и т.д.), но, так или иначе – вы идете в детский сад. В первую очередь, вам – родителям, самим необходимо знать, что же именно дает посещение детского сада ребенку?

1 — возможность общения со сверстниками, включенность в группу, жизнь в коллективе. Вы можете быть

индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с двух с половиной — трех лет ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Это особенно важно для первых и единственных детей в семье. Дети учатся взаимодействовать с другими на основе договоренности, умерять личные желания, делиться тем, что имеют сами.

Это происходит без наставлений взрослых, только за счет общения с другими детьми.

2 – в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка.

Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями.

Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

3 — с этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.

Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи.

Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, самостоятельности, самообслуживания, культуры поведения и т.д., то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

4 — наконец, в детском саду ребенок получает возможности для физического и интеллектуального развития. Строго говоря, только занятий в детском саду все же маловато и в любом случае родители долж-

ны заниматься с малышом сами. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше.

Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура — этот минимальный «джентльменский набор» обеспечит именно детский сад.

Если же вам повезет, и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

5 — не следует забывать и об аспектах медико-педагогических: режимное питание, отдых, прогулки, занятия + уверенность родителей, что в саду их малышам будет обеспечен нормальный уход и присмотр.

Сегодня известно, что нет наилучшего возраста для начала посещения детского сада, так как каждый ребенок индивидуален. Но если вы решили идти в детский сад, то необходимо быть готовым к определенным трудностям. Одна из них – адаптация.

Адаптация — это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает в себя индивидуальные реакции, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

При этом различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1 — легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

2 — адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

3 — тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Часто адаптация протекает сложно, потому что привыкание к новым условиям – это стресс для всего организма, который можно сравнить со стрессом космонавта, отправившегося в полет. Как пережить процесс адаптации наиболее безболезненно для ваших детей и вас?

1.Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего

занять позицию осознанной необходимости.

2.Пока вы еще дома, обратите внимание на режим дня ребенка. За оставшееся время он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад.

3.Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

4.Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет «по-большому» в одно и то же время (не с 11 до 13 часов — время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

5.Максимально приблизьте режим питания вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита.

6.Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели, но ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д.

7.Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему.

Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника).

Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

Это одна сторона медали, но не обойтись без предварительного знакомства с самим детским садом и воспитателем.

1. При подготовке к приходу в детский сад необходимо:

— родителям ребенка раннего возраста заранее посетить дошкольное учреждение для знакомства с воспитателями группы, в которую будет ходить ребенок, познакомиться с помещением, персоналом, правилами дошкольного учреждения и рекомен-

дуемой дошкольным учреждением информацией по подготовке ребенка раннего возраста к детскому саду;

— воспитателям заранее провести патронаж ребенка раннего возраста на дому, чтобы поближе познакомиться с самим ребенком, его привычками, с микроклиматом семьи, в которой он воспитывается (познакомиться со стилем семейного воспитания и интенсивностью и характером общения ребенка вне семьи);

2. При подготовке к первому посещению детского сада необходимо:

— родителям неоднократно приводить ребенка на территорию дошкольного учреждения для организации его прогулки там, для знакомства ребенка с детьми дошкольного учреждения в непринужденной обстановке;

— воспитателю обращать внимание на ребенка, готовящегося к приходу в детский сад, вступать в общение с самим ребенком и его родителями, чтобы вызвать доверие ребенка и настроить его положительно к себе.

3. Для облегчения подготовки ребенка к первому посещению важно рассказать малышу о режиме детского сада – что именно, каким образом и в какой временной последовательности там делают дети.

Состояние ребенка будет тем более спокойным, чем четче и чаще образ детсадовской жизни будет совпадать с его ожиданиями («После завтрака детки обычно слушают сказку или играют, потом идут одеваться и отправляются на прогулку»).

Задавайте малышу вопросы, которые позволят проконтролировать, хорошо ли он запомнил последовательность повседневных действий (например, что он будет делать в садике сразу после прогулки, обеда; куда он сложит свои вещи).

Можно поиграть с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Детский сад». Роль малыша может выполнять или он сам или какая-нибудь игрушка. Покажите ему в игре, как можно познакомиться со сверстниками, как вступить в игру.

Пусть в игре соблюдается ритм детсадовской жизни: куклы будут завтракать, делать зарядку, гулять, обедать, ложиться спать… Полезно продолжать игру и тогда, когда малыш начнете ходить в садик.

В игре вам будет проще проследить, какие проблемы и трудности он испытывает, помочь ему справиться с ними.

4. При организации первого посещения детского сада ребенком необходимо:

— родителям учитывать особенности режима дня ребенка, планируя приход в группу впервые на период наибольшей активности ребенка, чтобы обеспечить ему положительный эмоциональный настрой на все время первого пребывания в группе;

— воспитателям планировать первый приход ребенка в помещение дошкольного учреждения на момент, когда в группе детского сада не будет детей, что позволит ребенку спокойно осмотреть само помещение, поближе познакомиться с персоналом, получить максимальное количество положительных эмоций от пребывания в группе;

— организовать первый приход в группу детского сада совместно с родителями, чтобы ребенок не испытывал чувство страха, напряжения или дискомфорта в помещении группы.

5. При организации первого самостоятельного пребывания ребенка необходимо:

— родителям позаботиться о полном комфорте ребенка, для чего одеть его в удобную и приятную для ребенка одежду, дать с собой что-то, что будет служить моральной поддержкой для ребенка в первые часы посещения детского сада (игрушка, мини-альбом с фотографиями родителей, любимая книжка и др.);

— воспитателю обеспечить комфорт ребенка за счет взаимодействия с ним на протяжении всего времени пребывания ребенка в группе детского сада.

Не последнюю роль в процессе адаптации играет и выбор одежды. Постарайтесь, чтобы на ней было поменьше мелких деталей обеспечить отсутствие в ней мелких деталей: пуговиц, кнопок, крючков и шнурков, чтобы процесс одевания на первых порах не вызывал излишних проблем.

Идеально, если это будет свитер или водолазка (с широкой горловиной), ботинки лучше подобрать на липучках. Одежда обязательно должна иметь четкие ориентиры «перед/спина» (например, спереди рисунок), на подошву ботинок можно налепить маркеры (право/лево).

Колготки и носки должны быть из натуральных тканей, тогда стопы малыша не будут холодными и влажными.  Мальчикам не стоит одевать слишком плотно облегающие плавки, трусики и брюки.

Постарайтесь, чтобы на одежде был хотя бы один карман (для носового платка, а также «особо ценных» вещей).

Здесь важно помнить, что довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми.

Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания.

«Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.

На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить

за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

Пусть игрушка ходит с ребенком в детский сад «ежедневно» и знакомится там с другими игрушками.

Расспрашивайте ребёнка, что с игрушкой происходило, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно (детям легче говорить о своих чувствах от имени игрушки).

6. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать — держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти).

Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются. Оставляя ребенка, главное — не исчезать внезапно. Ребенок должен видеть, что мама уходит и потом придет.

Нужно подробно объяснить ребенку, что он будет сейчас делать: «Ты сейчас поиграешь, покушаешь, поспишь, а я пока схожу в магазин, куплю тебе что-нибудь вкусное. Потом ты проснешься, а я уже за тобой пришла».

7. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

8. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени — гулять, играть, разговаривать.

9. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и

сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Удачи вам и вашим детям!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/informatsiia-dlia-roditieliei-dietiei-ghrupp-ranniegho-vozrasta-po-probliemie-ad.html

Ссылка на основную публикацию